Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды9 июня 2011 22:00

Создатель «Винни-Пуха» Федор Хитрук: «Гадкий утенок являлся мне в страшных снах»

Сегодня «Союзмультфильму» - 75 лет. Накануне юбилея студии «Комсомолка» поговорила с одним из ее патриархов, которому в мае, кстати, исполнилось 94 года [видео]
Источник:kp.ru

Федора Хитрука, как и большинство других советских мультипликаторов, широкая публика не знает в лицо. Зато его работы хоть раз видел, без сомнения, каждый житель нашей страны. Именно он создал на «Союзмультфильме» «Каникулы Бонифация», «Винни-Пух и все, все, все», «Двенадцать месяцев», «Снежную королеву». Незадолго до юбилея крупнейшей анимационной студии нашей страны знаменитый мультипликатор ответил на вопросы корреспондента «КП».

«РАЗОЧАРОВАНИЕ от СТУДИИ БЫЛО УЖАСНЫМ»

- Федор Савельевич, вы же «Союзмультфильм» застали, можно сказать, во младенчестве?

- Точно. Студию по приказу Сталина организовали в 1936 году, а я пришел в 1937-м. И, прежде чем прийти, долго сомневался: кем хочу стать - то ли артистом, то ли художником. И вот, значит, прихожу я в здание на Кудринской площади, где тогда находилась студия, и говорю: «Хочу работать мультипликатором!» А меня с порога заворачивают - мол, своих хватает...

- Но в итоге все хорошо закончилось...

- До сих пор страшно вспоминать, как меня взяли. Спустя несколько месяцев после того, как в последний раз сказали, что в моих услугах не нуждаются, появилось объявление: в «Союздетмультфильм» (так называлась студия) на конкурсной основе набирают аниматоров. Ну я и помчался со всех ног на Кудринскую. Прихожу, а там уже человек 25 - 30, все такие солидные, не чета мне, тщедушному 20-летнему мальчишке.

Ну, думаю, дело плохо. Тем не менее из чувства противоречия принимаюсь рисовать. Для начала - басню Крылова «Мартышка и очки», обезьяны у меня почему-то всегда хорошо получались.

Закончил быстро, смотрю по сторонам. Остальные сидят и вдумчиво строят композицию, расчерчивают рамки для рисунков. Я сник - куда мне до них? С горя начал раскадровку второй басни - «Волк на псарне». Нарисовал и ее - а остальные продолжают сидеть и выстраивать композицию. Вид у меня стал совсем несчастный. И экзаменатор, заметив это, отправил меня домой. «Мы по почте вам сообщим о решении», - сказал на прощание.

Конечно, я не надеялся ни на что. Но спустя несколько недель, к моему изумлению, я был приглашен.

- Совпали ожидания от «Союзмульт-фильма» с реальностью?

- Все было совсем не так, как я ожидал. Я-то думал, что на студии окажусь в царстве софитов и юпитеров, что тут будут бродить богемные женщины и серьезные мужчины в очках и разноцветных свитерах. А обстановка на студии была больше похожа на ту, что царит в обычной конторе. Наша 41-я комната напоминала канцелярию. Это потом я понял, что на всех анимационных студиях все примерно одинаково, но тогда разочарован был ужасно.

«РАЙТЕРМАНУ МОЙ ВИННИ-ПУХ НРАВИЛСЯ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЕГО СОБСТВЕННЫЙ»

- Первые шаги советской анимации - это же полное подражание фильмам Уолта Диснея?

- Конечно, на Диснея мы разве что не молились. Он изобрел абсолютно новую технологию съемок анимационных фильмов, которая уже тогда имела существенные огрехи, но была передовой. Мы смотрели всех - и французов, и немцев. Но диснеевские «Белоснежка» и «Пиноккио» произвели грандиозное впечатление. Конечно, нам хотелось сделать не хуже.

- «Не хуже» удалось сразу?

- Что вы! До сих пор с ужасом вспоминаю, как мне доверили рисовать сцену из «Гадкого утенка». Проще некуда: утенок кладет салфетку на стол, затем срывает ее, а под ней - щенок. Хронометраж не больше 10 секунд, нормальному аниматору работы на два дня. Я ее вымучивал больше двух месяцев. То утенок на разных рисунках разных размеров, то еще что-то.

Было еще два фактора, которые мешали: во-первых, я был ужасно мнительным, а во-вторых, сидел рядом с общим телефоном. И каждый, кто подходил к телефону, волей-неволей смотрел на то, что я рисую. И после каждого такого взгляда очередной рисунок оказывался в корзине. Злосчастный утенок уже являлся мне в ночных кошмарах. Врагу такого не пожелал бы!

- Советская анимация довольно быстро стала успешной индустрией. Уже после Великой Отечественной она превратилась в конвейерное производство. За счет чего?

- Ничто не происходит без целенаправленной работы. Для «Союзмульт-фильма» отбирали лучшие кадры, о художниках заботились.Создали сносные условия, чтобы потом успешно продавать мульт-фильмы. Ну и потом нас не особенно трогала цензура. Скажем, просили изменить слишком пессимистичный финал, но это так, по мелочи. В целом мракобесия не было, мы были относительно свободны. И мы постоянно учились - западные мультфильмы смотрели в промышленных количествах.

- Тем не менее вы умудрились не посмотреть диснеевского «Винни-Пуха» до того, как сделали знаменитого своего.

- И до сих пор очень этому рад! Понимаете, у меня противоречивые чувства к американскому «Винни-Пуху». Он мне не очень нравится, но если бы я посмотрел до того, не факт, что я вообще взялся бы за мультфильм. Никогда не хотел за кем-то повторять.

А потом - мы приехали в Америку на студию «Дисней» показать тогдашнему ее главному режиссеру Вулли Райтерману наши картины. Вулли, если помните, как раз и создал диснеевского «Винни-Пуха». Так вот, мы показали невероятное количество фильмов, сидели, курили кубинские сигары, обсуждали. И тут Райтерман вдруг признается: «Знаешь, а ведь твой «Винни-Пух» нравится мне гораздо больше, чем собственный». С одной стороны, неловко хвастаться, но с другой - такой похвалой я до сих пор горжусь.

«РАНЬШЕ И B ДИСНЕЕ БЫЛА ДУША»

- Чем все-таки наша анимация отличается от всей остальной?

- Не буду оригинален - душой. Смотришь наш мультфильм, и понимаешь, что, помимо таланта, художник вложил частичку себя.

- А что, нигде больше душу не вкладывают?

- Я этого не говорил. Есть и хорошие зарубежные мульт-фильмы, с душой. Но чаще любуешься техникой. Вот «Шрэк» - один из лучших за последнее десятилетие. Там все идеально. Но мне совсем не хочется сопереживать происходящему. Хотя раньше я сопереживал шедеврам раннего Диснея, в которых также была душа.

- Разговоры об отечественной анимации и душе так или иначе сводятся к нынешнему состоянию «Союзмультфильма», у которого есть душа, но толком нет тела. Новых успешных мульт-фильмов студия ведь практически не производит.

- Сегодня все дело в деньгах, которых в анимации нет. Мультфильмы у нас делают либо авторы-подвижники вроде Норштейна и Хржановского-старшего, либо те, кто изначально ставит себе задачу продать продукт на телевидение и не обременяет себя серьезными художественными задачами.

Но я оптимист и уверен, что при такой хорошей базе, какая есть в нашей стране, рано или поздно начнется новый подъем отечественной анимации. Надо только чуть-чуть подождать.

Федор Савельевич Хитрук

Федор Савельевич Хитрук

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Федор Савельевич ХИТРУК, народный артист России, родился 1 мая 1917 года в Твери. В 1932 - 1933 годах учился в Штутгартском художественно-ремесленном училище. В 1934 - 1936 годах продолжил образование в Художественном техникуме в Москве.

С 1937 по 1984 год работал в «Союзмультфильме». Сначала занимал должность художника-мультипликатора, затем стал режиссером. Создал более 50 анимационных картин. Лауреат Госпремий СССР, многих престижных кинофестивалей, включая Канны, Венецию.

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ ХИТРУКА:

- «Каникулы Бонифация» (1965)

- «Фильм, фильм, фильм» (1968)

- «Винни-Пух», «Винни-Пух идет в гости», «Винни-Пух и день забот» (1969 - 1972)

- «Остров» (1973)

- «Олимпионики» (1982)

ПАРАЛЛЕЛИ

Чисто русский медведь

Чем отличаются американский и наш Винни-Пухи?

«Мне нравится этот Винни-Пух, он слегка чокнутый! А американский Винни-Пух просто тупой», - написал 20-летний зритель из США, посмотревший на YouTube фильм Хитрука. В принципе разница между русским и диснеевским медвежатами уловлена довольно точно.

Наш Винни-Пух - существо не из уютной спальни маленького мальчика, а скорее из мира его снов. Его движения странны - он все время останавливается, чешет в голове, говорит «м-м-м», возвращается, куда-то падает, летит, бежит. Куда? Большой, большой секрет, в том числе для него самого. Его черты размыты: он и медведь, и тучка, и пух, и толстый, и тонкий, он живет в мире неправильных пчел, нелепых подарков, перевернутых букв. И не важно, чем он занят. И половину слов он с легкостью заменяет «тадам-тадам-тадам». А вокруг - русские осинки и русская неопределенность.

Наш Винни-Пух утверждает, что в голове его опилки, но это скорее метафора душевного состояния.

Американский Винни - лысая игрушка - вечно поправляет завязочки на спине, а то начинка высыпется. С мордочки не сходит улыбка, над ним синее небо и солнце, рядом Кристофер Робин, которому принадлежат и сам медвежонок, и весь райский лесок. Это мир четких, понятных линий и фраз. Хозяин вырастет и легко забудет его, не знающего никаких таких секретов.

А наш Винни явно знает о жизни какой-то секрет, но никому его не скажет. Вот и пытаться разгадывать его можно до бесконечности.

Денис КОРСАКОВ

Читайте: «С кого рисовали героев мультфильмов.»