Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика2 августа 2011 22:00

Авиакатастрофа под Смоленском: «Два пилота искали землю. Таких случаев масса...»

Специалисты Межгосударственного авиационного комитета прокомментировали вчера доклад польской правительственной комиссии по расследованию гибели самолета Леха Качиньского [видео]

- Скажите, какой доклад произвел на вас большее впечатление? - упорно наставляла на меня камеру польская журналистка, узнав, что за последнюю неделю детали той авиакатастрофы мне пришлось выслушивать во второй раз.

Я задумалась. Действительно, какой? Если с точки зрения представительности - несомненно российский, хотя бы потому, что в московской пресс-конференции, которую давал Межгосударственный авиационный комитет в ответ на выводы польской комиссии, участвовали настоящие асы летного дела: Георгий Ячменев - заслуженный пилот, расследовавший более 150 авиапроисшествий, Рубен Есаян, летчик-испытатель и Герой России, Владимир Шнейдер, возглавляющий Московский центр авиауправления воздушным движением, и, наконец, председатель технической комиссии МАКа Алексей Морозов.

Если же с точки зрения визуального ряда - то польский: на пресс-конференции в Варшаве нам показывали отличную реконструкцию полета упавшего под Смоленском борта номер 101, причем изнутри. Точно помню, как в Польше внимание журналистов обращали на то, что командир экипажа Аркадиуш Протасюк хотел уйти на второй круг, жал-жал на кнопку, а автоматика не сработала. А у МАКа совсем другие сведения: факта нажатия пальцем на кнопку «уход» «черные ящики» не зафиксировали!

В чем дело? Оказалось, в гипотезе, которую и презентовала прессе польская сторона. «Мы предположениями не занимались, работали с фактами... Все действия говорят о том, что экипаж пытался совершить посадку», - ответил на это Алексей Морозов.

Что еще было озвучено на ответной пресс-конференции МАКа? Что никаких претензий у польских самолетов к аэропорту «Смоленск-Северный» еще за три дня до авиакатастрофы не было. 7 апреля, когда в том же месте приземлился премьер-министр Польши Дональд Туск, польскую сторону почему-то все устраивало.

Вывод польской стороны о том, что российские диспетчеры выдавали в эфир «успокаивающую информацию», тоже опровергается фактическими действиями самого экипажа, который, несмотря ни на что, упорно продолжал снижение.

Особенно специалистов МАКа возмутило наплевательское отношение комиссии Ежи Миллера к фактору психологического давления на экипаж. Главнокомандующий польскими ВВС Анджей Бласик в кабине пилота был? Был. 36-й полк, пилоты которого занимаются перевозкой польских лиц номер один, кому подчинялись? Ему. Голос его на пленке зафиксирован? Еще как - именно он вместе со штурманом подавал экипажу информацию о высоте полета. Исполнял ли Бласик приказ главного пассажира? Это вопрос... Но в кабину пилота невозможно попасть, не пройдя мимо салона, в котором располагался президент. Интересно то, что эти факты, которые в польском отчете стыдливо называются «косвенным давлением», в свое время признали и психологи совместной российско-польской комиссии - именно участие главкома оказало влияние на снижение высоты принятия решения без установления контакта с наземными ориентирами.В чем главное различие этих двух отчетов? В одном: хотел экипаж уйти на второй круг или решил садиться?

«Хотел уходить», - настаивают поляки.

«Зачем же тогда делал все, чтобы приземлиться?» - недоумевают россияне.

«Штурман трижды повторяет: «Сто метров», а пилот не обращает внимания. Самолет снижается, а штурман продолжает диктовать высоту через каждые 10 метров. Два пилота искали землю. Таких случаев масса», - грустно констатировали члены комиссии МАКа. «Мы уверены в том, что экипаж принимал правильные решения, но в силу обстоятельств не смог их реализовать», - мягко сформулировали вывод в Варшаве.«А мы уверены в том, что экипаж принимал неадекватные решения и потому не смог их реализовать», - парировал в ответ Алексей Морозов.«Правильные решения нужно было принимать на высоте 100 метров», - мрачно откомментировал это заслуженный пилот России Георгий Ячменев. - Но командир же сказал слово «уходим»! - почти выкрикнула в микрофон польская журналистка.

- Если бы они на высоте сто метров ушли, никакой катастрофы не было бы.

...Этот спор можно продолжать вечно, а можно прекратить, комиссия Ежи Миллера - ведомственная, главным и окончательным все равно будет считаться отчет МАКа, который юридически вступил в силу.

Заключительный отчёт по вопросу об установлении обстоятельств и причин катастрофы самолёта TУ-154M, борт 101 под Смоленском (PDF, 8,6 Мб)

Отчет МАК в формате PDF (23,42 Мб)