2018-04-02T14:01:23+03:00

«Балтийское небо» снимали под зорким оком партии

Этот фильм посвящен наиболее драматичным блокадным дням 1941 и 1942 годов
Поделиться:
Комментарии: comments1
Изменить размер текста:

На экраны кинотеатров двухсерийная картина вышла в 1961 году и сразу же полюбилась зрителям. За билетами, и в это сегодня молодым читателям трудно поверить, люди стояли в многочасовых очередях.

Правда о войне

Тогда со дня снятия блокады прошло не так много времени. Люди помнили военные дни, не утихла еще боль утраты: в могилах Пискаревского кладбища остались родные и близкие жителей города…

К тому же не забылось так называемое «ленинградское дело», когда жертвами репрессий стали руководители партийных организаций, почти все государственные деятели, которые после войны были выдвинуты на руководящую работу в столицу из города на Неве. Аресты и расстрелы прошли по всей стране. На ленинградцев в 50-е годы смотрели косо, и доверия в Москве они не вызывали.

И тут такое кино! О мужестве и стойкости наших земляков, которые, безусловно, были героями и боролись до конца. Причем фильм искренний, после просмотра которого комок в горле стоит.

Выход такой картины на большой экран означал, что наступило время хрущевской «оттепели».

Работу Владимира Венгерова курировали в Ленинградском обкоме партии. Режиссер практически ни в чем не нуждался. Нужно перекрыть Невский проспект - пожалуйста. Требуются солдаты для массовых сцен - не вопрос. Командование Ленинградского военного округа моментально предоставляло для съемок «живую силу» и технику.

В центре картины - судьба эскадрильи истребителей И-16, которой командует капитан Рассохин. Друг за другом героически гибнут пилоты, защищая город, в том числе и их командир. Его заменит майор Лунин, летавший до войны на гражданском самолете. Добавьте к этому чистую историю любви юной Сони и летчика Татаренко, которая происходит на фоне блокадных будней.

Какое же кино без любовной линии? Отношения героев Олега Борисова и Людмилы Гурченко развиваются на фоне войны и блокады.

Какое же кино без любовной линии? Отношения героев Олега Борисова и Людмилы Гурченко развиваются на фоне войны и блокады.

Режиссер открыл новых звезд

Фильм во многом состоялся благодаря блестящему актерскому составу.

Для Михаила Ульянова роль капитана Рассохина была одной из лучших в его творческой карьере.

В свое время Венгеров привел в большое кино Олега Борисова, сняв его в ленте «Город зажигает огни» по повести Виктора Некрасова «В родном городе». Талантливый актер мог выдать такой характер, такую внутреннюю силу и мощь, каких не было в замысле сценариста. Так произошло и с образом летчика Татаренко в «Балтийском небе» - от книжного прототипа мало что осталось.

Дуэт 31-летнего Олега Борисова и 25-летней Людмилы Гурченко, по мнению критиков, стал эмоциональным украшением этой картины.

Гурченко режиссер, собственно говоря, тоже открыл для кинематографа, но уже во второй раз: после комедийной роли у Эльдара Рязанова в «Карнавальной ночи» ее уделом считались песни да танцы. Но Владимир Венгеров сумел разглядеть недюжинное драматическое дарование.

В фильме еще снимались: Петр Глебов (Лунин), Ролан Быков (Кабанков), Михаил Козаков (Байсеитов), Эве Киви (Хильда), Павел Луспекаев (Кузнецов), Владислав Стржельчик (Громеко).

Мамочка и Гога

Эта лента стала отправной точкой в кинокарьере еще двух замечательных актеров - Александра Кавалерова и Виктора Перевалова. Возможно, их фамилии не на слуху, но многие вспомнят «Республику ШКИД», где один из них играл Мамочку, а другой - Гогу.

Кавалерову досталась эпизодическая роль: идущий по зимнему блокадному Ленинграду маленький мальчик - это он.

- Мне было тогда семь лет, - вспоминает сегодня артист. - Мама играла в любительских спектаклях во Дворце культуры имени Крупской. Однажды ее приятельница Тамара Петрова, она частенько снималась в массовке на «Ленфильме», увидела объявление, что для съемок требуются худенькие «дети блокадного Ленинграда». Она-то и посоветовала матушке отвести меня на пробы. Я выглядел тогда довольно хилым... Пришли мы туда, так сказать, на общих основаниях, без блата. Меня заставили прочитать какое-то стихо-

творение. Потом оказалось, что я понравился режиссеру, и меня взяли сниматься. Что запомнилось? Стояла очень противная холодная погода. Зима в тот год оказалась просто лютой! Мы с мамой и еще каким-то ребенком целый день вышагивали по набережной, изображая блокадную семью. Я, кстати говоря, увидел «свои» кадры много лет спустя, когда на праздновании юбилея композитора Исаака Шварца показывали нарезку из эпизодов, к которым он написал музыку. После «Балтийского неба» меня поставили «на учет». Пошли роли второго плана, затем «Республика ШКИД»..

Виктор Перевалов стал в фильме Славкой Быстровым - блокадным мальчишкой, который вместе с сестрой стойко переносит все тяготы блокады, а потом попадает на аэродром к летчикам. Он начал сниматься в кино в восемь лет - в короткометражном фильме «Тамбу-ламбу». Потом были «Город зажигает огни», сказка «Марья-искусница», «Сомбреро», «Старожил», знаменитая «Республика ШКИД» (воспитанник Гога)... Витя стал самым популярным детским актером.

Витя Перевалов (Славка Быстров) снимался так много, что в школе стал получать одни двойки. Ему запретили работать целых два года.

Витя Перевалов (Славка Быстров) снимался так много, что в школе стал получать одни двойки. Ему запретили работать целых два года.

КСТАТИ

Оператор Маранджян утопил в Неве настоящий грузовик

Немного не дожил до своего 85-летия легендарный ленфильмовский оператор Генрих Маранджян. Его не стало весной этого года. Между тем он был одним из первых, кто воссоздал на экране Ленинград в блокадные годы.

Вот что он вспоминал: «Все должно было смотреться по-настоящему. Пришлось даже пойти на то, чтобы утопить подо льдом настоящий грузовик. Подумал, что будет эффектно, когда машина уходит под воду с зажженными фарами и они медленно гаснут уже под водой».

КОНКРЕТНО

Автор сценария говорил, что его замысел опошлили

Интересные факты о картине.

***

К осени 1960 года режиссер Владимир Венгеров успел закончить работу только над первой серией. Госкино, решив не ждать, когда картина будет готова полностью, распорядилось отправить на Венецианский кинофестиваль то, что есть. В конкурсной программе нашу страну представляла лента «Ленинградское небо» (так ее назвали для будущего зарубежного проката). Среди конкурентов «Балтийского неба» был легендарный «Рокко и его братья» итальянского режиссера Висконти с Аленом Делоном.

***

В кино Дорогу жизни проложили не по Ладоге, а по Неве, за стадионом имени Кирова. Там же всю зиму простоял специально сооруженный палаточный городок.

***

Сценарий написал Николай Чуковский (сын Корнея Чуковского) по своему же одноименному роману. В основу легли фронтовые будни военкора 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка. Интересно, что в итоге автор оказался крайне недоволен экранизацией. Он потребовал снять ленту с показа, написав обличительную статью в «Литературную газету» под названием «Бесцеремонность».

***

Самолеты И-16, которые военные летчики любовно называли «ишачками», было не найти. И по просьбе руководства киностудии на одном из авиационных заводов специально построили четыре самолета.

Но этого оказалось мало. Поэтому сделали миниатюрные макеты И-16, «юнкерсов» и «мессершмиттов». Кроме того, соорудили маленькие крейсеры, эсминцы, железнодорожные мосты. Невозможно догадаться, что бои в небе и на земле идут не настоящие.

***

Режиссером фильма должен был стать Александр Иванов. Но он был настолько загружен - снимал «Поднятую целину», что вынужден был отказаться. И тогда «Балтийское небо» отдали Владимиру Венгерову, ученику Эйзенштейна, который к тому времени снял «Кортик», «Два капитана», «Город зажигает огни».

***

Премьера картины состоялась накануне двадцатилетия со дня начала войны - 19 июня 1961 года.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также