Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Экономика15 апреля 2012 22:00

«Бермудский треугольник» российской авиации

Почему половина наших самолетов прописана в офшорах и как это отражается на их безопасности [фото, видео]

По количеству катастроф с самолетами и числу жертв наша страна уверенно занимает первое место в мире (см. графику). В чем причина? В старых самолетах, плохих пилотах или владельцах авиакомпаний, готовых экономить на всем? Эксперты дают разные ответы. Но трагедия под Тюменью выявила один малоизвестный факт - разбившийся ATR-72 был зарегистрирован в офшоре (напомним, лайнер упал две недели назад, погибли 33 человека). Впрочем, как и более пятисот других самолетов, летающих в России. «Комсомолка» решила выяснить, почему наши авиакомпании предпочитают прописывать крылатые машины за бугром и как это отражается на безопасности наших полетов.

ОФШОР - УДОБНО, ВЫГОДНО И БЕЗОПАСНО

Мало кто из нас, пассажиров, обращает внимание на мелкие буквы у хвоста самолета и на его крыльях. А там, между прочим, содержится важная информация. Зная международную классификацию, можно понять, где зарегистрирован самолет. Если вы видите на фюзеляже крылатой машины две латинские буквы RA, значит, самолет российский. А вот у упавшего под Тюменью ATR-72 серийный номер был другим - VP-BYZ.

Упавший под Тюменью самолет был прописан на Бермудах. Тем не менее, по статистике, чаще падают самолеты, имеющие российскую регистрацию (RA). Просто потому, что они обычно старше.

Упавший под Тюменью самолет был прописан на Бермудах. Тем не менее, по статистике, чаще падают самолеты, имеющие российскую регистрацию (RA). Просто потому, что они обычно старше.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Это значит, что самолет, совершавший рейсы по маршруту Тюмень - Сургут, зарегистрирован... на Бермудских островах. Откуда в наши края залетел борт с такой пропиской?

Авиакомпании, как и прочий бизнес, активно пользуются офшорами. Формально регистрируют имущество на экзотических островах, а летать могут где угодно. Бермуды - самый популярный в мире авиаофшор.

- Если самолет оформлять в собственность в России, надо заплатить таможенную пошлину (10%) и НДС (18%), - говорит авиаэксперт Дмитрий ДРОБНИЦКИЙ. - Это гигантские деньги. Если самолет стоит $60 млн., то сверх этой суммы надо отдать еще $18 млн. Большинство авиакомпаний на это не готовы.

С одной стороны, государство эти потери потом компенсирует. Перевозчик в будущем не платит НДС с продаваемых на свои рейсы билетов - до тех пор пока не отобьет нужную сумму. Но на это уходят годы. Если же самолет ввозится как иностранная собственность, приписанная, скажем, к Бермудам, то ничего платить не надо. Экономия огромная. Но обычно не для авиакомпании.

- Самолеты регистрирует не перевозчик, а их собственник, то есть лизинговая компания, - пояснил «КП» один из пилотов гражданской авиации, пожелавший не раскрывать своего имени. - И делает это там, где считает нужным. Если это понять, то отпадают обывательские рассуждения о «странных схемах», «уходе от налогов в России» и т. д. Авиакомпании просто эксплуатируют самолеты на условиях лизинга (то есть аренды. - Ред.), но не владеют ими.

ИМИДЖ РОССИИ ХРОМАЕТ

Перевозчикам проще и выгоднее отдавать по $300 - 500 тысяч в месяц, чем сразу выложить за крылатую машину $60 - 100 млн. И какая разница, где прописан самолет, если такая схема прибыльнее?! Вот наши авиаторы и обращаются к лизинговым компаниям. А те уже поступают так, как им удобнее и безопаснее.

Причем дело не только в налогах. По словам экспертов, в авиации самое главное - это все-таки безопасность.

- Собственник кровно заинтересован в правильной эксплуатации своих самолетов, - пояснил «КП» один из пилотов гражданской авиации. - Ему важно, чтобы к концу срока лизинга самолет стоил как можно дороже. Поэтому он выбирает для регистрации ту страну, авиационные власти которой обеспечивают контроль за поддержанием летной годности. Реноме российских авиавластей в этих вопросах, мягко говоря, не самое лучшее. Много написано о левых запчастях, формальных продлениях документов на самолеты, фиктивных формах технического обслуживания. Приведу пример с автомобилями. Вы замечали приписку в объявлениях о продаже подержанных машин «без пробега по России»? Это означает не только плохие дороги, некачественный бензин и суровый климат, но и левые запчасти, ремонт в гараже на коленке, фиктивные техосмотры. То же самое и в авиации.

- Самолет, который попал в российский реестр, сразу теряет 20 - 30% стоимости, - говорит Алексей СИНИЦКИЙ, главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение». - Наша страна - черная дыра в эксплуатации самолетов. Такой имидж мы заработали себе. А прошлый год его еще сильнее испортил.

Сотрудничество с лизинговой компанией выглядит так. Крупные авиа-компании берут в аренду новые самолеты, пользуются ими 5 - 7 лет, а затем отдают их владельцу и берут новые. Офшор в этом плане удобен тем, что подержанный самолет переходит по наследству менее богатой авиакомпании в любой другой стране мира - без лишней волокиты.

По отзывам авиаторов, бермудские власти к своим обязанностям относятся дотошно. Раз в год проводят плановые проверки (регистрация самолета у них стоит около $100 тыс. в год), а также ведут постоянный мониторинг. В прошлом году на самолетах одной из крупных компаний несколько раз подряд произошла самопроизвольная остановка двигателей. По одной из версий, это могло произойти из-за плохого топлива. Бермудцы тут же поставили ультиматум: или аэропорт устранит проблему, или самолеты перестанут летать. Проблему устранили. А вот о российских чиновниках отзывы не самые приятные.

«По мне так лучше работать в лазурной регистрации (имеется в виду офшор. - Авт.) и соблюдать все нормы и правила, чем общаться с нашими замшелыми мухоморами и прочей нечистью (отечественные авиачиновники. - Авт.), - пишет на авиационном форуме один из пользователей. - Кто общался, тот подтвердит, что по уровню коррупции они соревнуются с гаишниками».

Получается безвыходная ситуация. Своих самолетов у нас нет. Покупать за наличные новые лайнеры за рубежом наши авиакомпании не могут. Арендовать самолет в российской лизинговой компании влетит в копеечку. А если обязать регистрировать самолеты в России, международные лизинговые компании на это не согласятся и наши авиа­перевозчики не смогут обновлять парк своих самолетов. В общем, авиационные офшоры выгодны всем. Тем более что нам, пассажирам, не важно, где прописан самолет. Главное, чтобы он безопасно, комфортно и максимально дешево доставил нас из пункта А в пункт Б. Выбирая между «шашечками» и «ехать», большинство пассажиров выберут второе.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Почему же наши самолеты не покупают

Авиакомпании - это коммерческие предприятия. Поэтому работают так, как им максимально прибыльно. Покупать наши самолеты (которые автоматически будут зарегистрированы в России) им не то чтобы невыгодно, их попросту нет.

- У нас нет ни одного магистрального самолета, который мог бы конкурировать с «Боингами» и «Эрбасами», - говорит Роман ГУСАРОВ, главный редактор отраслевого портала Авиа.ру. - Наши самолеты надежные, но в советское время никто не считал деньги, поэтому они очень дорого обходятся.

Хваленый МС-21, под проект которого выделили огромные деньги, появится не раньше 2017 года. А «Сухой Суперджет 100» и Ан-148 - по сути, региональные самолеты и слишком дорогие, чтобы конкурировать с импортными аналогами.

- Наша промышленность не может организовать рентабельное производство этих самолетов в нужном количестве, - сетует Роман Гусаров. - На предприятиях «Боинга» делают по 1,5 самолета в день. А нам хотя бы один в месяц выпускать. Для этого надо срочно вкладываться в модернизацию. Один современный станок может выточить деталь за сутки, а у нас над ней 10 слесарей целый месяц корпят.

- Пора признать, авиастроя у нас больше нет, - сетует Олег СМИРНОВ, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР. - Коррумпированные чиновники, получавшие взятки от наших западных конкурентов, в 90-е годы сделали все, чтобы похоронить наш авиа­пром. Им это успешно удалось.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...

На Бермудах живут всего 67 тысяч человек. Из 150 островов, входящих в архипелаг, заселены всего 20. При этом ВВП на душу населения - более $70 тысяч в год. Это четвертый показатель в мире. Больше только у Лихтенштейна, Катара и Люксембурга. Для сравнения, в России - $16,7 тыс.