Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды11 июня 2012 12:42

Скандальный «Сон в летнюю ночь» сорвал овации

После премьеры долгожданной постановки режиссеры столичных театров вступились за нетривиальную трактовку классики

Фото: РИА Новости

В воскресенье 10 июня в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялся премьерный показ оперы Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь». Напомним, что в скандал вокруг еще не вышедшей в свет постановки англичанина Кристофера Олдена разгорелся в конце мая. Тогда с обращением в министерства, ведомства, Патриархию и Уполномоченному по правам ребенка обратились родители участников хора, организованного при театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. В письме руководство театра открыто обвинили в пропаганде разврата и педофилии, мол, в постановке классического произведения, так вольно трактованного Олденом, содержатся сцены, где дети курят марихуану, пьют, занимаются сексом и прочее...

Информация об этом вызвала острую реакцию представителей власти и Патриархии, подняв бурную волну негодования в прессе. Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов обратился с требованием разобраться в сложившейся ситуации нового министра Мединского и даже грозился дойти до прокуратуры с требованием запретить постановку в случае, если все описанное в письме подтвердится . Однако, исходя из законодательства, запрещать те или иные постановки департамент культуры не имеет права. Можно только рекомендовать что-то изменить. В связи с чем решили создать специальную комиссию, которая должна отсмотреть спектакль перед премьерой и вынести свой «вердикт» целесообразности его дальнейших показов. В итоге это было сделано в день премьеры 10 июня.

На премьеру прибыл режиссер Кристофер Олден, который уже поставил «Сон в летнюю ночь» в Великобритании. Однако там такого резонанса трактовка Шекспира не произвела — спектакль даже номинировали на престижную театральную премию.

Олден в разговоре с журналистами до начала интригующей премьеры поделился своим удивлением тому, что такой «старый» жанр как опера собрал такое количество прессы, в Англии, к примеру, это давно уже никому не интересно. По-поводу разразившегося скандала режиссер сказал, что неплохо было бы для начала посмотреть работу, а потом критиковать. И поспешил разуверить пришедших в том, что их взору сейчас явится что-то несусветное:

- Те, кто ждал от постановки чего-то особенного, эпатажного, будут разочарованы, - заявил Кристофер Олден. - Это серьезный, мрачный, жесткий спектакль, сфокусированный на важной теме - взаимоотношениях взрослых и детей. Для меня эта опера о глубинных внутренних процессах, о проблемах деликатного сложного возраста, когда ты уже не ребенок, но еще и не взрослый. Всем известно, что у Бриттена были отношения с мальчиками. Практически во всех его произведениях затронута тема опасных взаимоотношений взрослых и детей. И в этой пьесе Шекспира Бриттен видел много личного. Поэтому место действия выбрана школа, в которой мог бы учиться он сам.

Между тем изменения в спектакль были все-таки внесены:

- Я решил внести некоторые изменения в одну из наиболее смелых сцен, - продолжает англичанин. - Это мое личное решение, а не рекомендация кого-то сверху.

Кстати, что бы там ни говорили, но пиар, хоть и черный, но тоже пиар. Аншлаг будет не только на премьере. Еще до начала июня все билеты на ближайшие даты спектакля «Сон в летнюю ночь» раскупили.

Экспертная комиссия, которая почему-то должна была выдать свое заключение о постановке после первого акта, была создана департаментом культуры. В нее вошли известные режиссеры, худруки музыкальных театров столицы. Кроме того, пригласили даже представителя ФСКН (Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков), но он от участия в этом отказался.

В свою очередь, Дмитрий Бертман, руководитель «Геликон-Оперы» вступился за оскандалившихся коллег.

- Я хочу поздравить театр, - сказал Бертман - Спектакль Английской национальной оперы, одного из лучших режиссерских театров мира, - большое событие, и России есть чем гордиться. Что касается обвинений, то хочу сказать, что абсурдность их очевидна. Постановка сделана очень деликатно, и ничего такого в ней нет.

Георгий Исаакян, руководитель Московского детского музыкального театра и вовсе отказался обсуждать премьеру.

- Я бы не хотел обсуждать спектакль, потому что считаю это судилище унизительным для одного из лучших театров России, - заявил он. - Вся эта скандальная история демонстрирует очень опасные тенденции. Теперь такое может ожидать и другие театры и других режиссеров, которые вынуждены будут оправдываться. А дальше все может закончиться страшными историями, которые мы уже пережили и которые остались в прошлом. Я считаю, что департамент культуры должен был порвать эту анонимку и бросить ее в грязное ведро, где ей и место.

Напоследок уже после полноценного просмотра спектакля свою рецензию выдали и зрители. Оглушительные овации с криками «браво» не оставили кривотолков.