Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+5°
Boom metrics
Недвижимость30 июля 2012 22:00

Кто защитит петербургских дольщиков

Чиновники создают комиссии и разрабатывают программы. Застройщики учреждают специальные фонды помощи. Но полностью обезопасить себя могут лишь сами участники долевого строительства [реклама]
Источник:kp.ru
Новоселью рады и дети, и их родители. Главное, чтобы оно не затянулось

Новоселью рады и дети, и их родители. Главное, чтобы оно не затянулось

Фото: Тимур ХАНОВ

Риск остается

Несмотря на то что покупка квартиры в строящемся доме сегодня стала гораздо безопаснее, ряды дольщиков с проблемами периодически пополняются. Все-таки падок покупатель на дешевизну и низкая стоимость квадратного метра для многих остается основным критерием выбора новой квартиры.

Какая у застройщика репутация? Что он построил? Работает ли по 214-музакону? Эти важные вопросы уходят на второй план. А зря. По данным Комитета по строительству, только 88 компаний регулярно отчитываются перед властями по 159 своим объектам.

Всего же в Петербурге строится более трехсот жилых домов. Получается, что почти половина строек ведется в обход Закона «Об участии в долевом строительстве». Если что, помочь несостоявшемуся новоселу будет очень сложно.

- Большинство жалоб от населения поступает именно на тех застройщиков, кто работает не по Закону «Об участии в долевом строительстве», - рассказал во время он-лайн трансляции в пресс-центре питерской «Комсомолки» начальник управления контроля и надзора в области долевого строительства Комитета по строительству Олег Островский. - Но функции надзора и контроля за сферой долевого строительства возложены на городской Комитет по строительству не так давно, с 2007 года, и распространяются они только на те компании, которые получили разрешение на строительство после вступления 214-ФЗ в силу, т. е. после 1 апреля 2005 года. Так что реальных механизмов для помощи большинству обращающихся у нас, к сожалению, нет.

Чтобы не пришлось жить на улице, нужно с умом выбирать застройщика

Чтобы не пришлось жить на улице, нужно с умом выбирать застройщика

Фото: Тимур ХАНОВ

Обманутых не оставят без помощи

Конечно, власти не сидят сложа руки. При правительстве Санкт-Петербурга работает комиссия, которая помогает пострадавшим дольщикам решать их проблемы. Крупные застройщики создали специальный фонд помощи жертвам своих недобросовестных коллег.

Комиссия, рассмотрев жалобы более 560 граждан, приняла за последние пять лет положительные решения более чем в 420 случаях. Фонд решил вопрос о приобретении для обманутых дольщиков 26 квартир.

В ближайшее время правительство Петербурга создаст новую программу помощи гражданам, пострадавшим от недобросовестных застройщиков. Суть ее в том, что земельные участки под строительство будут выставляться на торги с обременением. Инвесторы должны будут отдать часть квартир обманутым дольщикам.

- Новая схема заработает не сразу, потому что работа предстоит очень большая. Нам придется внести изменения в законодательство Петербурга и четко прописать, кто считается обманутым дольщиком, что такое проблемный объект. После этого необходимо будет составить реестр граждан - участников долевого строительства, нуждающихся в защите. В него попадут дольщики, подписавшие с застройщиками любые договоры, после которых у них возникают права собственности на квартиру, - добавил Олег Островский. - Рассматривается также вариант с коммерческим наймом жилья дольщиками на льготных условиях.

Все на виду

У дольщиков, привыкших читать, что подписывают, и проверять, кому они доверяют свои деньги, риск быть обманутым минимален. Тем более что крупные застройщики Петербурга стремятся найти общий язык со своим соинвестором, а не конфликтовать с ним. Строители уже не считают зазорным отвечать на постоянные вопросы дольщиков и даже устраивают для них экскурсии на стройплощадки.

- Покупка квартиры - серьезный шаг. Человек, заплативший немалую сумму, имеет право беспокоиться и быть хорошо информированным о процессе строительства. Поэтому мы уделяем особое внимание общению с нашими клиентами, - говорит генеральный директор компании «Ленстройтрест» Александр Лелин. - Возведение многоквартирного дома - процесс сложный и многоэтапный. Естественно, что со стороны дольщиков возникает огромное количество вопросов по ходу строительства. На них мы стараемся оперативно отвечать. Часто люди видят проблему там, где ее нет. Бывали случаи откровенных провокаций и искусственного раздувания негатива. Но после наших разъяснений, как правило, их беспокойство уходит и тональность бесед переходит в конструктивно-позитивное русло.

Застройщики постоянно обновляют формат общения с дольщиками. Например, в «Ленстройтресте» непосредственное и регулярное общение с соинвесторами ведут три подразделения - отдел продаж, отдел по связям с общественностью и клиентская служба. Менеджеры по продажам и ипотечные консультанты задействованы на этапе от первого обращения клиента в компанию до совершения сделки и подписания договора. Сотрудники клиентской службы отвечают за передачу квартир и оформление необходимых документов во время сдачи дома в эксплуатацию. Отдел по связям с общественностью помогает нам поддерживать диалог с покупателями в течение всего периода строительства объекта.

- Общаемся по телефону, электронной почте, в социальных сетях - там, где удобнее нашим клиентам, - добавил Александр Лелин. - Мы регулярно организуем посещения наших объектов. На таких встречах дольщики могут лично задать любые вопросы компетентным представителям нашей компании - начальникам участков, прорабам, представителям клиентской службы. Мы же имеем возможность на месте все объяснить и показать. Опыт таких встреч всегда положительный. Покупатели видят, что мы рады ответить на их вопросы. Это задает позитивный тон общения в дальнейшем. Хочу отметить, что чем больше мы общаемся, чем охотнее отвечаем на вопросы дольщиков, тем больше появляется дополнительных вопросов и тем для обсуждения. То, что в целом качество общения с нашими дольщиками многократно улучшилось за последние пару лет, - это факт, который подтверждается мониторинговыми исследованиями и регулярными замерами уровня удовлетворенности.

СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА: «Копайте» глубже!

И все-таки самая надежная защита дольщика - его благоразумие и осторожность. Об этом говорят и чиновники, и застройщики, и юристы.

- Прежде чем вступать в долевку, следует собрать как можно больше информации о фирме-застройщике. Посетите официальный сайт фирмы, не лишним будет и поездка к самому строительному объекту. Поинтересуйтесь, какими темпами ведется строительство и какими видами предоставления услуг параллельно занимается фирма. Может, это сдача в аренду жилых и нежилых помещений, проведение ремонтных и строительных работ под заказ, - предупреждает руководитель юридической службы Комиссии по недвижимости Общества потребителей Петербурга и Ленобласти Екатерина Метелева. - Вся эта информация позволит сделать предположительный вывод о том, насколько крепко фирма-застройщик стоит на ногах и что предлагаемое жилье не будет являться средством погашения каких-либо задолженностей по обязательствам фирмы.

Далее следует проанализировать цены, предупреждает юрист. Сильно заниженная стоимость квартиры от застройщика может говорить о ненадежности фирмы, ведь преуспевающая компания не будет продавать недвижимость за бесценок.

У компании обязательно должно быть разрешение на строительство, - продолжает Екатерина Метелева. - При этом важно обращать внимание на конечные сроки разрешения. Бывает так, что иногда компания проводит застройку сразу по нескольким объектам, но разрешения именно на тот дом, в котором находится ваша квартира, у него не оказывается. Далее приступайте к изучению условий самого договора. Лучше всего, конечно, проконсультироваться с опытным юристом, потому что юридически неподготовленный человек может не обратить внимания на те важнейшие условия договора приобретения квартиры от застройщика, которые определяют весь объем прав и обязанностей застройщика.