Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды19 мая 2013 0:20

Он ушел за счастьем

На 55-м году жизни скончался выдающийся российский кинорежиссер Алексей Балабанов [видео]

Балабанов сделал в кинематографе многое, и еще многое сделать не успел: например, фильм о молодых годах Сталина, или экранизацию «Камеры обскура» Набокова. Некоторые его проекты разрушались на корню: например, «Американец» (говорят, приглашенный на главную роль Майкл Бин в России ушел в страшнейший запой - но это скорее скверный анекдот). Или «Река», картина с трагическим сюжетом (действие разворачивалось в XIX веке, среди прокаженных в Якутии) и поистине ужасной судьбой (в автокатастрофе на съемках погибла исполнительница главной роли Туйара Свинобоева и пострадали еще несколько членов съемочной группы - и работу навсегда остановили).

В России, богатой на людей с трагическим мироощущением, мало найдется талантов, сравнимых по мрачности с балабановским. Вот и в самых популярных его картинах - «Брате» и «Брате-2» - всенародно любимый герой Бодрова все же является киллером и варваром, и, когда пересматриваешь «Брата-2», все время кажется, что Балабанов специально вернулся к герою, чтобы провоцировать зрителей: а это вам понравится? А это? А ничего, что Данила Багров вообще нарушает все правила, которые… Так, стойте, а вот смотрите, он в DOOM играет с неграми - это же вам по вкусу, да?

Прелесть виртуозной черной комедии, которой по духу являлся «Брат-2», в полной степени оценили не все; даже и сам Алексей Октябринович вряд ли рассматривал ее во время съемок так, как она видится сегодня. (Тут прямо тянет вписать неприличную строку «Его печальный гений все решил за него»). Ну, а уж об остальных его картинах не приходится и говорить: несмотря на успех «Братьев», он был режиссером для кинокритиков и синефилов, и вовсе не для широкой публики.

Но те, кто его любил, любили беззаветно. И картину «Про уродов и людей» (1998), декадентскую историю про порнографа, топчущего чужие судьбы (одна из лучших ролей Сергея Маковецкого). И неожиданный макабрический шедевр «Груз 200» (2007), где позднесоветский городишко - и весь СССР - представал как филиал ада на Земле, в котором влюбленный без памяти милиционер способен держать свою избранницу прикованной к постели, да еще и притащить ей труп погибшего в Афганистане жениха с незабываемыми словами «Жених приехал». (На сочинском «Кинотавре», в краю магнолий, где плещет море, разгорелся огромный скандал из-за того, что «Грузу» не дали приз за лучший фильм). И даже «Жмурки» (2005) - жестокую, разнузданную комедию про 90-е и братков, в которой Никита Михалков, ранее Балабанова не особо уважавший, вдруг объявился в роли пахана с татуировками и золотыми фиксами. И даже «Морфий» (2008) - мрачнейшую экранизацию рассказа Булгакова, где молодой лекарь погибает в заброшенной больничке, где дует пронзительный ледяной ветер, и все вокруг - мразь и гибель. На фоне многих балабановских картин мелодрама «Мне не больно» (2006) кажется почти что светлой: Рената Литвинова всего лишь играет там влюбленную женщину, медленно умирающую от рака.

Алексей Балабанов родился в феврале 1959 года в Екатеринбурге (тогда Свердловске). Поступил на переводчика; постажировался в Великобритании, потом отправился в качестве военного переводчика в Афганистан и Африку - где вполне отчетливо ощутил на себе, что такое война. Потом учился на Высших курсах режиссерах и сценаристов, работал с Алексеем Германом-старшим (тот даже у него снимался в качестве актера); снял фильмы «Счастливые дни» по Беккету и «Замок» по Кафке. Ну а дальше - все, о чем написано выше.

Его часто называли угрюмым и нелюдимым, он не любил давать интервью. Когда давал, бурчал, что газеты не читает и в интернет не заглядывает, никакой патологии в своих фильмах не видит, а те, кому не нравится «Груз 200», пусть смотрят фильмы Эльдара Рязанова. И в последнее время тема смерти проскальзывала в его редких интервью так часто, что известие о ней - вот честно - даже не удивляет тех, кто эти интервью читал.

В 2012-м, перед премьерой последнего балабановского фильма «Я тоже хочу» (о тех, кто едет к волшебной колокольне, с которой людей "забирают"), кинокритик Иван Чувиляев в интервью для «Афиши» его спросил:

— А почему получается, что счастье в фильме — это синоним слова «смерть»?

— (Долго и очень удивленно смотрит.) Смерть? Это счастье. Они за счастьем улетают. С чего ты взял, что это все про смерть? Если те, кого Колокольня все-таки забирает, исчезают — значит, умирают?

Там же он попросту сообщал, что "ласты собирается склеить".

А в самом последнем интервью, каким-то непостижимым образом вышедшем в «Вечерней Москве» буквально за несколько часов до его смерти, он говорил: «Скорее всего, больше не будет фильмов Алексея Балабанова. Почему-то у меня такое предчувствие. (…) Я верю, и поэтому считаю, что после этой жизни мы еще куда-нибудь попадем. Я папу хочу увидеть. (…) Я папу любил. И ради папы я готов поскучать в раю».

Известный кардиолог: У режиссера Балабанова было сердце 70-летнего усталого человека - Сейчас целая эпидемия так называемой внезапной коронарной смертности среди мужчин в возрасте от 45 до 60 лет. И, что самое обидное, многих из этих потерь можно было бы избежать. Ведь причины в общем банальные: огромные психо-эмоциональные нагрузки при малой физической активности, повышенный холестерин (чему немало способствует не только жирная пища, но и алкоголь), нарушение обмена веществ. Алексея Балабанова, увы, не миновала и распространенная болезнь русская...(читайте дальше)

Известный кардиолог: У режиссера Балабанова было сердце 70-летнего усталого человека

- Сейчас целая эпидемия так называемой внезапной коронарной смертности среди мужчин в возрасте от 45 до 60 лет. И, что самое обидное, многих из этих потерь можно было бы избежать. Ведь причины в общем банальные: огромные психо-эмоциональные нагрузки при малой физической активности, повышенный холестерин (чему немало способствует не только жирная пища, но и алкоголь), нарушение обмена веществ. Алексея Балабанова, увы, не миновала и распространенная болезнь русская...(читайте дальше)