Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Общество30 января 2014 9:08

Елена Образцова: «Беру на концерты талисман - игрушку из блокадного детства»

Певица рассказала, почему, прославившись на весь мир, не уехала в Америку за большими деньгами
Знаменитая, легендарная - и такая простая и открытая

Знаменитая, легендарная - и такая простая и открытая

Знаменитая, легендарная - и такая простая и открытая. Елена Образцова всегда занята, всегда в делах. Но и отказать в интервью «КП» не могла, тем более что речь шла о любимом городе.

«Знаю цену жизни»

- Сейчас вы живете даже не на два города - на весь мир. Кем себя ощущаете?

- Ленинградкой. Раз и навсегда. Я блокадница и я выжила! Знаю цену жизни, помню жажду выжить. До сих пор это дает мне такую силу.

- Остались воспоминания о блокаде?

- Немного. Мне же было два года, когда война началась.

Помню, как бегали в бомбоубежище. Но страха не было. Мы жили на улице Маяковского. Рядом больница, и там штабелями лежали трупы. Однако боялись мы только одного - что не хватит хлебушка, за которым стояли в очереди. И сейчас, когда ездим по шикарным ресторанам и кто-то что-то оставляет на тарелке, у меня душа болит. Так бы завернула и отнесла домой. Это чувство остается на всю жизнь у всех блокадников. Когда умерла мама, я стала разбирать ее вещи. На антресолях нашла три коробки, в которых она хранила запас соли, спичек и черного мыла. А в холодильнике, в морозилке - кусочки. Выбрасывать продукты она не могла…

- Слышала, у вас есть талисман…

- Это маленький пес Бубка. Мама купила, еще когда мною беременная была. Потом мне его подарила. Он до сих пор со мной. Когда чувствую себя плохо, а надо петь концерт, кладу его на рояль, и он помогает. У него уже глазки другие - пуговицы пришиты.

«Отрабатываю божий дар»

- Город изменился за последние годы?

- Изменился к лучшему. Фасады привели в порядок, дороги ремонтируют.

- Не было соблазна уехать за границу?

- Когда была «холодная война» между Америкой и СССР, меня уговаривали остаться, чего только ни обещали. Но я не могла на это пойти.

- Но ведь в советские времена там артистам платили больше…

- И соблазна даже не было. У нас же тогда отбирали все деньги и вместо тысяч долларов давали 115 рублей за выступление, но я не возмущалась. Как-то так думала, что эти деньги идут на детей, на больницы. Что я просто отрабатываю Боженьке талант, который мне дали бесплатно.

И потом я люблю Ленинград, его архитектуру, эти линии, стройность города. Это вошло в меня, воспитав, как художника.

Отец был против

- Вы мечтали в юности об успехе, славе?

- Совсем не ожидала, что я, блокадный ребенок, переживший голод и бомбежки, - и вдруг объеду весь свет, стану знаменитой артисткой, буду петь на лучших сценах мира. Ни о чем и не мечтала, и в голове не было. Это сейчас у всех на уме карьера. А мы просто хотели научиться, чтобы выразить свою душу, рассказать о том, о чем другие не знают.

- А в детстве о чем мечтали?

- Артисткой хотела быть. Только артисткой. Меня в школе так и звали - Ленка-артистка. Я всегда пела, была звездой самодеятельности. Но когда поступила в консерваторию, отец год со мной не разговаривал…

- Почему?!

- Считал, надо идти в радиотехнический - более надежная специальность. А артисткой - это несерьезно.

- Но простил ведь?

- На фестивале молодежи и студентов в Финляндии я получила золотую медаль. А дома отец ждал меня с рукописным плакатом «Привет лауреатше!». Зато мама, наоборот, меня всегда поддерживала. Сказала: «Не боги горшки обжигают, иди пробуй».

«Учу пению по черепу»

- Что вас может вывести из себя?

- Только глупость. Когда глупости говорят, глупости спрашивают, начинаю закипать. Но только не в работе с моими учениками. Мне самой учеба давалась сложно, долго не понимала, чего от меня хочет педагог. Она мне всегда говорила: «Лена, у меня никогда не было такой талантливой девочки и такой… дуры».

- Говорят, вы учите студентов с помощью черепа. Он настоящий?

- Настоящий! Один подарил Михаил Шемякин, а второй уже не помню где. На черепе легче показать, как пользоваться голосом, где у нас какие резонаторы находятся. Лучше раз увидеть, чем семь раз услышать. Один из черепов принадлежал, я думаю, человеку, который мог петь, потому что у него высокое небо.

- Вы открываете в Петербурге академию. Хотите возродить традиции вокальной школы?

- Возрождать нужно со школы. Почему отменили уроки хорового пения, вокальные отделения в детских музыкальных школах? Так могли сделать только люди, не любящие отечественную культуру. Я занималась в Ленинграде во Дворце пионеров. Когда получала двойки в школе, мама меня оттуда забирала и говорила: «Все, больше петь не будешь». И я старалась учиться, чтобы обязательно опять ходить в кружок.

- Учить в академии будут бесплатно?

- Конечно, мы будем отбирать талантливых детей. В Академии обязательно будут преподавать и носители языка. Для оперной сцены нужно знать три-четыре языка - итальянский, французский, немецкий, испанский. Одно дело говорить, другое - петь. Этому не учат. Это надо делать. Я итальянский хорошо знаю, пропела столько… уже 50 лет. Боже, уже 50!

Помню, приехала в Германию петь в Аиде. И какой-то режиссер ко мне обращается по-немецки. А я знаю только - «их либе дих», и все. Он спрашивает меня: «Ферштейн?» Я: «Яволь, яволь». А сама думаю: что ты мне сможешь рассказать, когда я уже сто лет исполняю эту партию! Начался спектакль. Подходим к моему коронному номеру - сцене судилища. Я закончила петь и брякнулась на пол. И - тишина, мертвая. Думаю: что случилось? А я всегда знаю, когда я хорошо пою, когда плохо, по реакции зала. Сейчас так хорошо выступила, а все молчат. Почему?! Глазки-то открываю - оказывается, я упала в могилу к Радамесу с Аидой! Потом выяснилось, что режиссер мне и говорил, что я должна не упасть, а убежать, потому что у них нет перерыва между двумя картинами. И я весь последний акт ползла потихоньку за кулисы. Слава богу, успела к своему выходу. И с тех пор я всем говорю - если не уверен, что понял, переспроси.

Что значит для вас - быть петербуржцем?

- Раньше существовал такой сорт людей, который назывался ленинградцы. Их было сразу видно. И сегодня вижу - идет бабуленька, и я знаю точно - она из Ленинграда. Какая-то особая стать, интеллигентность в том, как эти люди говорят, двигаются. Неторопливы, готовы потратить свое время, чтобы помочь.

ОТКРОВЕННО

«Талант - сладкая каторга»

- Удача обязательно должна быть. А еще безумный, колоссальный труд от начала до конца. И, конечно, чтобы Бог талантом благословил. Это сладкая каторга и счастье, что ты можешь выйти на сцену и раствориться, слиться с небом. Когда ты поешь и не думаешь ни о технике, ни о публике, просто улетаешь.

ДОСЬЕ «КП»

ДОСЬЕ «КП»

Елена Васильевна ОБРАЗЦОВА родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде в семье инженера и конструктора. Из блокадного города была эвакуирована в 1943 году.

В 1964 году окончила Ленинградскую консерваторию. Еще студенткой дебютировала в Большом театре. После фурора на гастролях в Америке и Италии стала признанной мировой звездой. Спела весь известный репертуар для меццо-сопрано. Выступает на лучших сценах, имеет десятки наград и званий.

В 1975 году была признана в Испании лучшей исполнительницей партии Кармен в мире. Как драматическая актриса играла в театре Романа Виктюка. В качестве режиссера поставила в Большом театре оперу Массне «Вертер». Создала Фонд поддержки музыкального искусства, Культурный центр Елены Образцовой. Профессор консерватории. Народная артистка России.