Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Boom metrics
Общество25 июля 2014 10:16

Лев Щеглов: Только рабы не любуются дворцами

Известный психотерапевт объяснил, почему вокруг все больше психопатов, маньяков и неадекватных депутатов

Фото: Илья СМИРНОВ

«ХОДЯТ В МУЗЕЙ ОТМЕТИТЬСЯ»

- Когда сегодня говорят об особой культуре, вежливости, интеллигентности, тонкости петербуржцев, это уже, скорее, мечта, миф, штамп, чем реальность. Однако если человек хочет соответствовать стандартному представлению, то петербуржцы отличались от жителей других городов именно культурным, поведенческим компонентом. Помню, в годы юности на армейских сборах всегда считалось, что ленинградец более вежлив, в поведении руководствуется более интеллигентными принципами.

- Но ведь так и было?

- Было, но это уже практически затерто новой реальностью. Отличие питерцев обусловлено тем, что город изначально был самым европейским из всех городов России в противовес купеческой Москве. Российская академия наук, библиотеки, цвет литературы, искусства - в основном это питерская история.

- А какая у нас архитектура - сердце радуется!

- Радуется у того, кто понимает. В социальной психологии есть теория, что городской ландшафт, безупречная красота набережных влияют на психику человека. Но только того, который хотя бы минимально подготовлен и может эту красоту оценить. Историк писал, что рабы в Риме даже не озирались на великолепие дворцов, им это было глубоко чуждо. Они были сосредоточены на примитивных желаниях: поесть, проявить агрессию. Как говорится, хлеба и зрелищ.

Так и сейчас многие культурные люди восстают против нежелания власти сохранить наш уникальный ландшафт. Этих людей мы и называем истинными петербуржцами. Если, допустим, на улице Зодчего Росси построят офис какой-нибудь корпорации, петербуржец будет как минимум обеспокоен, как максимум - взбешен. Потому что понимает: ломается и исчезает то, что составляет суть Петербурга, - ансамблевая архитектура. Уникальный домик можно найти где угодно, а вот уникальный ансамбль - только здесь. Вряд ли такое отношение характерно для всех пяти миллионов наших жителей. Для многих важно, чтобы квартиры побольше были, места для парковки и так далее.

- Еще петербуржцы непременно ходят в Мариинский театр, Эрмитаж...

- Таких людей стоило бы ценить, как заповедных животных. Если посмотреть, кто ходит в филармонию, театр или музей со смыслом, а не просто отметиться, то это чаще пожилые люди.

- А петербургская погода с точки зрения психологии не вгоняет в депрессию?

- Если бы Петербург еще имел климат, как на Канарских островах, это было бы счастье. Ничего не попишешь, климат мог бы быть и получше. Но большинство жителей смирились. На одной чаше весов дождик, зато на другой, как это ни банально, - Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр и все остальное. Не думаю, что депрессивность целиком зависит от погоды. Это еще и личные качества человека, который выискивает, на что ему обратить свое негативное внимание. Пушкин почему-то любил осень...

- Как вам живется в Петербурге?

- Я слабо представляю другое место для жизни. Конечно, когда на улице 25 градусов тепла, это здорово. Но люди живут и за полярным кругом. Сегодня мир открыт, можешь поехать в отпуск куда угодно. Думаю, нытье идет с тех времен, когда человек за всю жизнь лишь два раза выезжал в Мелитополь. Так что наш климат - огорчение, но не катастрофа. Сейчас в Северной столице лучшее время года. Есть Царское Село, Петергоф... На днях гуляли с приятелем по Летнему саду, Марсову полю. Петербург идеально подходит для прогулок.

Фото: Тимур ХАНОВ

«МНОГО БРЕДА И ЦИНИЗМА»

- Повысилась ли психологическая культура людей?

- Скорее, наоборот. Много агрессии, вспыльчивости, эгоцентризма. Автомобилисты готовы забить друг друга битой за ерунду. Только тронь иного молодого бугая, такое услышишь! С психологической культурой дело швах. Мы же знаем, что сейчас происходит в Украине и во всем мире.

Слишком много агрессии. Высвобождается звериная суть человека.

Как в пещерные времена. Эта суть сдерживается только культурой, правилами поведения, заповедями. А сегодня кругом одна пустая болтовня. И вне зависимости от политических убеждений человек знает, что им манипулируют, что политики неправдивы. Поэтому люди недоверчивы, озлоблены, агрессивны и очень эгоцентричны.

- И куда идем?

- Это зависит от многого. Давно пытаюсь привлечь внимание к тому, что мы должны осознать: общество, мягко говоря, нездорово. Хамство, особенно медийных фигур, с которых простые люди подсознательно берут пример. При этом общество их не осуждает - страшная вещь. Бесконечные менты и бандиты, которые гоняются друг за другом по всем экранам. Хрустят челюсти, ломаются кости, течет кровь. Это тоже страшно.

Однако общество под дудочку некоторых депутатов переключается на законы о кружевных трусах или шпильках. Или, оказывается, детям очень страшно увидеть в Эрмитаже обнаженные античные фигуры. А тут еще гомосексуалисты скоро нас всех захватят. И не надо думать, что все хихикают над этим. Послать соседа на три буквы и заехать ему в лицо - это по-нашему, по-простому, искренне. А если девушка идет на каблуках чуть выше, чем считает депутат, от этого мы все страшно пострадаем. Очень похоже на дурдом: все заняты своими бредовыми идеями, в то время как на кухне не закрыт кран и не выключен газ. А жители отбиваются от своих галлюцинаций.

Куда придем, зависит от курса, который возьмет корабль под названием общество. Пока особого воодушевления нет.

ВРЕМЯ ОБОСТРЕНИЙ

- А в шоу-бизнесе что происходит?

- Думаю, у них все в порядке. Как у депутатов: холодный, циничный расчет, беспардонность, можно даже сказать, бессовестность. Это все делается сознательно, для подогревания интереса к себе. Не вижу там никаких признаков расстройства психики. Просто понятие чести, совести, приличия у многих снижено. Отсчет идет по баблу, по частоте ротации на экране. Ради этого идут на что угодно. Был же фильм польского режиссера Анджея Вайды «Все на продажу». Вот и у них на продажу чувства. Придумали себе титулы - императоры эстрады, короли, примадонны... Я солидарен с моим другом Юрием Шевчуком, который объявил попсе войну.

- Можно ли отличить психа в толпе? Сжатые губы, кулаки...

- Сложно. Многие в плену своих мыслей. Могут играть желваки или сжиматься кулаки, если человек вспоминает утреннюю ссору с женой. Или человек шел, услышал известие, которое его расстроило, - в этот момент у него может быть лицо убийцы. А у Чикатило был вид добренького соседушки. Отличить психов можно только по нелепому поведению. Порой они разговаривают сами с собой, агрессивны к окружающим или, наоборот, пугливы. А кулаки, мимика - надо знать причины, иначе вероятны ошибки.

- Судя по криминальным сводкам, создается ощущение, что вокруг действительно много психов...

- Социальная психиатрия учит, что во время не очень благоприятных моментов всегда обостряются те, кто находится в пограничном состоянии. Если все спокойно, ровно, они еще как-то держатся. А если вокруг раздаются вопли о поиске врагов, то болезнь обостряется. Во время сталинской борьбы с безродными космополитами или «дела врачей-убийц» все психиатрические клиники захлебывались пациентами. В больном обществе повышается процент неустойчивых людей. А мы занимаемся кружевными трусами...

ЧТО ЗНАЧИТ ДЛЯ ВАС - БЫТЬ ПЕТЕРБУРЖЦЕМ?

- Понимать и ценить город. Для этого нужно быть настроенным на Петербург. Анекдотично, когда бескультурный хамоватый человек бьет себя в грудь: «Я петербуржец!». Однако при этом ему важнее бытовые удобства, а не окружающая красота.

ДОСЬЕ «КП»

Лев Моисеевич Щеглов родился в Ленинграде 28 августа 1946 года.

Первым в городе открыл психотерапевтический кабинет. В 1994-м организовал и возглавил кафедру сексологии и сексопатологии в Академии имени Маймонида, которой заведовал до 2000 года. С 1996-го член Союза кинематографистов России. Автор пятнадцати монографий и научно-популярных книг. Женат, есть сын.