Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+4°
Boom metrics
Общество28 января 2015 13:20

Актер Сергей Селин: С Юркой Гальцевым работали дворниками, Моховую подметали

Заслуженный артист России рассказал, чем ему нравится работа и что вызывает сожаление
"Петербуржец - это человек, достойный памяти этого города".

"Петербуржец - это человек, достойный памяти этого города".

Фото: Тимур ХАНОВ

На счету актера полсотни сериалов, многие из которых долгоиграющие и любимые. Но визитной карточкой и пропуском к всенародной известности стала, конечно, роль Дукалиса из «Улиц разбитых фонарей» и «Оперов». Впрочем, разговор наш с Сергеем Селиным шел не об этом. А о жизни, культуре и Петербурге.

ЧТО ДЛЯ ВАС ЗНАЧИТ БЫТЬ ПЕТЕРБУРЖЦЕМ?

- В первую очередь любить свой город. Его людей, улицы, дворы. И радоваться, когда возвращаешься в Петербург после долгой разлуки. Петербуржец - это человек, достойный памяти этого города, умеющий грамотно говорить, ясно излагать свои мысли, знающий историю страны, то есть всесторонне образованный.

«НА ПИСКАРЕВКЕ ПЛАКАЛ»

- Парадокс: меня многие, да практически все, называют петербуржцем, хотя родился я в Воронеже. Благодарен жителям города, которые приняли меня в свои ряды. В первую очередь спасибо самому городу на Неве. Все, кто сюда приезжает, неизбежно меняются, становятся лучше. Помню, я приехал в 22 года, поступил в театральный институт. Здесь прошла вся моя основная сознательная жизнь. Здесь я женился, здесь рождались дети, появились и появляются друзья. Но и Воронеж не забываю.

- Когда ты приехал в Петербург, что поразило больше всего?

- Надпись «При артобстреле эта сторона улица наиболее опасна». Тут есть живая история. Она осязаема. Ее можно посмотреть и даже пощупать.

- Твои родные воевали?

- Конечно! Но, к сожалению, все родственники-фронтовики уже ушли из жизни. Последний в прошлом году, в 88 лет. Никого не осталось. Правда, есть дяди, тети, они были тогда детьми и помнят войну. Но жили не в блокадном Ленинграде, а в Воронеже. Вечная память всем умершим. Одним из первых мест, которые я посетил, приехав в Ленинград, была Пискаревка. Я стоял и плакал.

- А чему радовался в Ленинграде?

- Тому, что я здесь. И теперь буду тут жить. В первую очередь мне хотелось научиться профессии. Сегодня приоритеты другие. Лозунги «я всех порву», «я докажу», «я завоюю». А я просто хотел научиться театральному делу. И слово «восторг» не передает всех моих чувств. Был трепет, благоговение. Ощущение, что хожу по истории, рядом с историей. Тридцать лет назад так все и было. Я видел настоящих блокадников, разговаривал с ними. Видел коммуналки, бомжей. Блеск и нищету.

- Трудно пришлось?

- У меня были одни туфли, у которых вскоре лопнула подошва. Ходил с сырыми ногами, а других не было. Зато они мне казались модными, и я их не снимал даже зимой. Помню, мы с Юркой Гальцевым в пирожковых питались. И не жаловались! Ели пирожки, запивали шестикопеечным бульоном, а пирожки стоили четыре копейки, и радовались. У нас были любимые пирожковые на Моховой, на улице Белинского, на Литейном проспекте. Чтобы познакомиться с городом, я много ходил и читал. Стоит ли говорить, что у нас в институте все педагоги были настоящими петербуржцами, ленинградцами. Люди-история, кладезь знаний. Нам повезло с преподавателями. Да, я могу сказать, что этот город принял меня, а я принял его целиком и полностью. Я старался соответствовать тому месту, где нахожусь, тем улицам, музеям.

- А погода как тебе показалась?

- После среднеевропейского попал в сложный для себя климат. Но первое время ничего не замечал. Мне все нравилось - дождь, снег, ветер. В общем, все оттенки серого. Когда над петербуржцами смеются, я говорю: знаете, что такое белый шум? Это когда ночью, в полнейшей тишине, город гудит в предрассветной дымке. Это и есть белый шум. Высший класс. Вся страна приезжает к нам на белые ночи. Это романтика. Единственное пожелание городу Петра: нам бы белых месяцев двенадцать в году.

«КИНУЛСЯ В КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ»

- В театры ходил?

- А как же! Студенты сразу кидаются в культурную жизнь города. Это театры, концерты, интересные знакомства. Постоянно толкались в администрациях театров в поисках контрамарки или лишнего билетика недорогого. Мы тогда видели все и сегодня можем этим гордиться. Я ходил на спектакли Аркадия Райкина. Он приезжал с гастролями на месяц, давал по три-четыре спектакля, и я каждый обязательно смотрел по два раза. Восторг неописуемый!

В шоу "Танцы со звездами" "мент Дукалис" участвовал в паре с олимпийской чемпионкой Оксаной Казаковой.

В шоу "Танцы со звездами" "мент Дукалис" участвовал в паре с олимпийской чемпионкой Оксаной Казаковой.

Фото: Тимур ХАНОВ

- Был с Райкиным знаком?

- Мы заходили за кулисы, представлялись: мол, мы студенты. А он отвечал так тихо, аккуратно: «Здравствуйте…» В БДТ ходил с превеликим трепетом. Первый раз я увидел Товстоногова в институте на Моховой. Подъехал «мерседес», Георгий Александрович вышел и стал подниматься по мраморной лестнице. И все метнулись по аудиториям, разбежались почему-то. Ходили в Александринку. Там играли Николай Буров, Рэм Лебедев, Игорь Горбачев, Николай Мартон. Я видел Бруно Фрейндлиха! А учили нас люди, которые еще, условно говоря, вчера разговаривали с Черкасовым, Симоновым. Это была ближайшая история, а не далекая, как сегодня.

- А в остальном как студенческая жизнь?

- Попробовал все, что есть в студенческой жизни: и портвейн, и совместные поездки всем курсом, занятия до двух часов ночи и пешие прогулки от Моховой до Гавани, до конца Большого проспекта в общежитие. Ничто не пугало: надо идти пешком - шли, ждать сведение мостов - ждали. Времена не выбирают, но мы, я считаю, были в этом уходящем вагоне. И сделали на нем несколько остановок. Мы успели пожить той жизнью, подышать той историей. Надо было успеть и в институт, и дворником поработать с Юркой Гальцевым, подмести ту же Моховую. Там мы впервые увидели квартиры петербуржцев, тогда ленинградцев. Они разные. С разными людьми общались. Мне казалось, в Ленинграде живут исключительно интеллигентные высокообразованные люди. Старинные вещи, изысканная речь…

Сегодня таких людей почти нет. Сегодня есть богема. А это другое. Тогда хотелось слушать, внимать каждому слову.

- А что насчет «уходящего поезда»? Имеешь в виду культуру?

- Да! Я видел настоящий театр, настоящее кино, настоящих режиссеров - высокопрофессиональных людей. Работой на «Ленфильме» люди гордились. Костюмеры, гримеры собирались провести в этой профессии всю жизнь. Сегодня, не в обиду будет сказано, все чаще это «джентльмены в поисках десятки». Сегодня другой уровень ответственности за то, что каждый из нас делал. Кто такие нынешние продюсеры? По сути, они выполняют функции директора картины. Это прослойка между каналом и съемочным процессом, а функции самого сериала - быть прокладкой между рекламой.

Настоящих продюсеров сегодня по пальцам руки пересчитать, и первый среди них Сергей Сельянов. Посмотрите на его жизнь, работу - вот это настоящий продюсер. Мы опустили планку во всем, очень прилично опустили, и все к этому привыкли.

ОТКРОВЕННО

«Хулиганил, дрался и мечтал стать актером»

- Помнишь, когда решил стать артистом?

- Знаешь, я и по сей день иногда думаю: я, простой воронежский мальчишка, живу в Петербурге, артист… В чем-то повезло, чего-то сам добился. Я счастливый человек. Не могу сказать, когда решил выбрать такую профессию - был слишком мал. Сколько себя помню, всегда хотел им стать, чем вызывал удивление у родственников. Когда об актерской профессии мечтает девчонка, это нормально и естественно. А я был нормальным пацаном - хулиганил, получал двойки, играл в хоккей, дрался. И тем не менее хотел стать артистом. Другой мечты не помню. Я все делал для того, чтобы стать им. Участвовал во всех кружках художественной самодеятельности. Внеклассное чтение, агитбригады, народные театры, ведение концертов, слушал пластинки, читал, много учил наизусть. Мне все нравилось. И к моменту поступления в институт я окончательно созрел. А институт - как логическое завершение. Учиться непросто было. Если кто-то думает иначе, то глубоко ошибается.

- Сережа, у тебя огромная фильмография. А какой свой фильм сам бы посмотрел?

- Сам бы посмотрел… (задумывается). К сожалению, у нас очень много сериалов. В сериале теряешь много сил. Тем более когда пишут разные авторы, снимают разные режиссеры. В общей сложности я снялся почти в шестистах сериях. Лучше бы я снялся в ста, но картинах! С одной стороны, я благодарен, что снялся в таком количестве сериалов, с другой - есть некое недовольство, сожаление. Лучше бы это был разный материал. А то я годами тратил силы на работу практически над одной и той же ролью.