Санкт-Петербург
КАРТИНА ДНЯ

Трофейная карта показывает, откуда стартовала ракета, попавшая в малайзийский Боинг

Министерство обороны ДНР представило доказательство причастности ВСУ к трагедии
Наталья ОСИПОВА
Эдуард Басурин показал, где находился украинский комплекс «Бук». Фото: Наталья ОСИПОВА

Эдуард Басурин показал, где находился украинский комплекс «Бук». Фото: Наталья ОСИПОВА

Больше года прошло с момента крушения пассажирского судна Boeing 777 «Малайзийских авиалиний» над территорией Донбасса, где летом 2014 года велись активные боевые действия. Однако результаты исследований, которые 13 октября предоставил Совет по Безопасности (СБ) Нидерландов, так и не ответили на главный вопрос «Кто виноват?».

Более того, Министерство обороны ДНР считает итоговый доклад голландской стороны о причинах крушения необъективным и необоснованным. Об этом заявил на брифинге в среду, 14 октября, заместитель командующего корпусом Минобороны Эдуард Басурин:

- Выводы, сделанные международной технической комиссией в корне не верны и не стыкуются с реальным положением дел и объективными фактами. Результаты были подогнаны под заданную версию – обвинить ополчение Донбасса к причастности к трагедии. Единственное, что указано четко – это то, что ракета, сбившая Боинг, – класса «земля-воздух». И второе, что они четко указали – самолет не должен был пролетать над этой территорией.

Альтернативное расследование катастрофы провела российская корпорация «Алмаз-Антей». Россияне пришли к выводу, что борт был сбит ракетой, выпущенной из зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Бук» в районе населенного пункта Зарощенское.

- Исследование, подкрепленное тщательным анализом и экспериментами с российской стороны, со 100% уверенностью говорит о реальном месте запуска ракеты, - отметил замкомандующего. – Это место отличается от указанного Советом по Безопасности Нидерландов.

Данный факт подтверждает и продемонстрированная Эдуардом Басуриным трофейная карта 1 батальона 95 отдельной аэромобильной бригады ВСУ. Карта, датированная 10 июля 2014 года (а Боинг сбит 17 июля), была найдена в архивах, после отступления украинской части из Дебальцево. Интерес представляют отмеченные на ней стартовые позиции украинских ЗРК «Бук».

- Одна позиция находится у населенного пункта Грузско-Зорянское в трех километрах западнее Иловайска, - сделал пояснения Эдуард Александрович. - Вторая – в двух километрах южнее Шахтерска, в районе населенного пункта Зарощенское на высоте с отметкой 224.8. Как раз именно там, где указали российские эксперты. Все эти населенные пункты находились под контролем Украины. Этот документ, на наш взгляд, является прямым свидетельством, подтверждающим вину украинских военнослужащих в уничтожении малайзийского Боинга. Кроме этого, совсем недавно - в конце сентября - прокуратура ДНР дополнительно передала представителям Голландии более 500 фрагментов разбившегося самолета. Но это никак не повлияло на результаты следствия - в такие короткие сроки они не могли быть изучены и приобщены к материалам расследования.

Замкомандующего выразил надежду, что международная комиссия продолжит расследование катастрофы и учтет все факты, предоставленные и российской стороной, и прокуратурой ДНР.

- Я надеюсь, мы услышим от них правду – кем все-таки была выпущена ракета, сбившая воздушное судно.

3 наивных вопроса о сбитом лайнере

Эдуард Басурин ответил на ряд «неудобных» вопросов журналистов.

1. Самолет или ракета?

По рассказам очевидцев 17 июля 2014 года в небе, был еще один самолет.

- Именно поэтому вначале рассматривалась версия, что ракета, сбившая малайзийский борт, могла быть пущена из другого самолета. Однако экспертная комиссия доказала, что ракета была системы «земля-воздух».

2. Почему местные жители не видели ЗРК?

Ни один из опрошенных местных жителей Зарощенского не видел поблизости ничего похожего на ЗРК «Бук». Не слышали они и звука запуска ракеты.

- Этот вид вооружения не размещают на открытой площадке. Его всегда маскируют, поэтому местные жители и не могли его видеть. А поскольку рядом шли бои, то оценить на слух был ли это пуск ракеты или что-то другое – не объективно. К тому же нельзя упускать из вида, что план полетов был известен только украинской стороне. Высоту полета вели украинские диспетчеры, и именно они изменили высоту полета Боинга. Кстати, голландская сторона уже отмечала свое недовольство тем, что данные украинских диспетчеров так и не были предоставлены в комиссию. Если Украина, заявляет, что не виновна – пусть предоставит все документы, связанные с этим днем: какие самолеты летали, на какой высоте и по какой причине. Голландия уже обвинила Украину в том, что небо над территорией активных боевых действий должно было быть закрыто для гражданской авиации.

3. Где осколки из тел погибших пассажиров?

Ходили слухи, что до того, как место крушения оцепило ополчение ДНР кем-то были извлечены осколки из тел погибших пассажиров злополучного Боинга. Тем самым следствие лишилось важных улик.

- Это нереально было сделать. Потому что трудно назвать «телами» то, что мы увидели. Было сплошное месиво. Ни одно телевидение не отважилось бы показать, что осталось от людей. Это были человеческие останки. Обломки Боинга упали на территорию, подконтрольную ДНР, и сразу же была дана команда оцепить этот район, чтобы никто из посторонних туда не попал.