Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Происшествия17 ноября 2015 0:47

Олланд вышел на тропу войны

Французский президент выступил в Версале перед парламентариями
Олланд сразу заявил, что дал указание правительству подготовить законопроект о продлении режима чрезвычайного положения в стране до трех месяцев

Олланд сразу заявил, что дал указание правительству подготовить законопроект о продлении режима чрезвычайного положения в стране до трех месяцев

Фото: REUTERS

«Франция вступила в войну». Именно с этих слов начал свое выступление Франсуа Олланд перед двумя палатами французского парламента в ходе чрезвычайного собрания, созванного в понедельник в Версале из-за недавних терактов.

Местные наблюдатели отметили, что глава государства был как никогда воинственно настроен. Он сразу заявил, что дал указание правительству подготовить законопроект о продлении режима чрезвычайного положения в стране до трех месяцев. Сам по себе режим ЧП — уже исключительная мера, направленная на поддержание законности в условиях кризисной ситуации. При объявлении ЧП местные власти получают полномочия вводить режим комендантского часа, ограничивать дорожное движение, запрещать проведение общественных собраний, ограничивать свободу передвижения лицам, представляющим опасность для общественного порядка, проводить обыски и задержания без соответствующего судебного решения.

Однако подобных чрезвычайных мер главе государства показалось недостаточно: «Мы должны пойти дальше чрезвычайного положения. Я много думал над этим вопросом. Мы должны изменить нашу Конституцию для того, чтобы предоставить государственным властям возможность эффективно действовать против военного терроризма».

Действующая Конституция содержит две чрезвычайные меры для президента: 16 статья, касающаяся предоставления президенту исключительных полномочий, и 36 статья о введении осадного положения. Как отметил Олланд, ни один из этих механизмов не адаптирован к той ситуации, с которой столкнулась Франция в эти дни.

Предоставление главе государства исключительных полномочий всегда рассматривалось левыми политическими силами в качестве меры, губительной для свободы. Данный механизм приводился в действие лишь однажды в истории Франции, в 1961 году, после генеральского путча в Алжире. Согласно процедуре, на период предоставления президенту исключительных полномочий приостанавливается обычная схема функционирования государственной власти. Для актуальной ситуации во Франции этот вариант не совсем не подходит.

Олланд подчеркнул, что в конституцию необходимо добавить возможность для президента вводить не только осадное положение, но и режим чрезвычайного положения

Олланд подчеркнул, что в конституцию необходимо добавить возможность для президента вводить не только осадное положение, но и режим чрезвычайного положения

Фото: REUTERS

Осадное положение за весь период существования Пятой Французской Республики не вводилось. Однако стоит знать, что при его введении осуществляется передача правоохранительных функций от гражданских властей к военным, создаются военные суды, а полномочия полиции сокращаются.

Олланд подчеркнул, что в конституцию необходимо добавить возможность для президента вводить не только осадное положение, но и режим чрезвычайного положения. В настоящее время ЧП вводится решением Совета министров на срок до 12 суток, а для его продления необходимо одобрение парламента.

Далее французский президент озвучил ряд мер, которые уже давно предлагали его главные политические оппоненты, правая партия «Республиканцы», которая ранее носила название «Союз за народное движение». Речь идет о предоставлении государственным властям права лишения французского гражданства лиц, обвиняемых в совершении террористического акта, которые также имеет гражданство другого государства.

В качестве другой меры президент предложил введение запрета на въезд на территорию Франции обладателям двойного гражданства при наличии подозрений в их причастности к террористической деятельности, а также срочное выдворение из страны всех лиц, представляющих угрозу для государства.

Президент Олланд не стал также спорить с лидером «Республиканцев» Николя Саркози, предложившим накануне поместить под домашний арест всех лиц, проходящих по учетам правоохранительных органов с отметкой «S», обозначающей, что данный индивидуум может представлять угрозу безопасности государства, но каких-либо доказательств его противоправной деятельности у властей пока нет. Да, и таких неблагонадежных граждан на всю Францию набирается около 11 тысяч. Олланд пообещал, что окончательное решение по судьбе данного контингента будет принимать Государственный Совет.

Глава Франции также заявил, что по его инициативе в стране будет пополнен полицейский корпус на пять тысяч человек, появится 2,5 тысячи новых должностей в тюрьмах и судебной системе государства, будет выделен дополнительный персонал в тысячу человек для таможенных и пограничных служб страны. Кроме того, до 2019 года не будут производиться сокращения личного состава в национальных вооруженных силах, о которых ранее объявлялось.

Представители правых и ультраправых сил могли только аплодировать Олланду. Ведь фактически все эти меры ими уже давно предлагались, однако руководство страны их просто игнорировало. Депутат от «Республиканцев» Эрик Чиотти в социальной сети одобрил действия президента: «Франсуа Олланд объявил о мерах, направленных в правильную сторону. Но почему он их не принял еще после январских терактов?».

Депутат от ультраправой партии «Национальный Фронт» Марион Марешаль Ле Пен, выступая на одном из телеканалов подчеркнула: «Президент озвучил многие из наших предложений, и в связи с этим я очень счастлива».

В то же время многие представители правых сил поспешили заявить, что не собираются поддерживать президентскую инициативу относительно изменения конституции, в связи с чем дебаты по обновлению основного закона Республики обещают быть очень горячими.

Показательно, что, говоря о совершенных в Париже терактах, Олланд ни разу не употребил слово «исламисты», чтобы не создавать дополнительную напряженность в обществе. В своем выступлении он употреблял такие слова, как «джихадистская армия», «террористы», и «террористическая армия ИГИЛ» (деятельность организации запрещена в России - Прим. ред).

Довольно неожиданным для всех стало заявление французского президента относительно изменения подхода Елисейского дворца к урегулированию сирийского конфликта. Он пообещал «в ближайшие дни» провести встречи с американским и российским президентами с целью «объединения наших усилий» в борьбе с ИГИЛ.

Ранее Париж занимал жесткую позицию, согласно которой для достижения прогресса в политическом урегулировании первым шагом должно было быть отстранение от власти Башара Асада. Теперь позиция Франции несколько смягчилась. Асад остается для французов нерукопожатным, однако главным врагом в Сирии для Республики отныне становится ИГИЛ, о чем и заявил Олланд.

Местные эксперты также отметили, что за все свое, почти сорокаминутное выступление, Франсуа Олланд даже не упомянул о том, какой стратегии будет в дальнейшем придерживаться руководство страны в борьбе с терроризмом. То есть парламентариям так и не были представлены ключевые меры по решению проблемы террористической угрозы в стране. А для многих депутатов начальное заявление президента о том, что «Франция вступила в войну» показалось недостаточным и неубедительным.

Фоторепортаж из Парижа

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Один хлопок петарды в Париже теперь может разогнать целую площадь

Было уже довольно темно, и люди вокруг статуи Марианны, символа Франции, выглядели, как черные грачи. Их было много. Где-то на высоте роста Валуева был прикреплен нарисованный флаг Франции. Мы проехали зону, где остановка была запрещена, и через десять минут по неперекрытым улицам побежали люди. Они бежали, как-то нехорошо озираясь, и совсем непонятно было, что же произошло, и кто они были. Жертвы? Террористы? Испуганные наблюдатели? Уже потом выяснилось, что люди бежали от петарды (подробности)

Минута молчания для «поколения Батаклана»

В полдень по парижскому времени во всей стране была объявлена минута молчания. Тысячи людей собрались у памятника Марианны на площади Республики и возле мест, где были совершены теракты у Парижской мэрии. А также в Сорбонне, где появился глава Республики, Франсуа Олланд (подробности)

Заложница террористов в "Батаклане": "Я больше часа лежала в лужах крови и притворялась мертвой"

Эта чудом уцелевшая девушка не могла оставаться наедине с ужасом, который ей пришлось пережить. Британка Изобель Бодери подробно и эмоционально рассказала, что происходило в ту страшную пятницу - об ужасах бойни в театре и отзывчивости всех парижан (подробности)

Конец толерантности? Хроника событий после теракта в Париже

Европейские власти, похоже, встревожились активностью радикальных исламистов после терактов в Париже не на шутку и развернули широкомасштабные антитеррористические мероприятия (подробности)