2016-08-24T01:42:48+03:00

Может ли Москва зимой отказаться от реагентов на дорогах

Специалисты говорят, что пока это невозможно: столица встанет
Поделиться:
Комментарии: comments52
Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
Изменить размер текста:

На московские дороги и тротуары, которые «непонятно чем посыпают», жалуются все, кто ступает по этим дорогам. Кто-то и вправду сапоги испортил, а кто-то за компанию, из солидарности, так сказать, с возмущенными гражданами.

- Идешь, и под ногами каша! Штаны пачкаются! Катышки этих реагентов в ботинках застревают. На улице -20 - и лужи! - митингует в лифте мой сосед. - Ребятня играет в снегу, где-то во дворе, и там насыпали... Неделю-две походил - обувь хоть выбрасывай. Запретить надо эту химию. А они сыпят и сыпят!

Тема реагентов - вечная, но почему же коммунальщики не отказываются от этого неоднозначного способа сделать дороги чистыми?

ЗАЧЕМ НА ДОРОГИ СЫПЛЮТ ХИМИЮ

Многие уверены, что дорожные (и тротуарные) реагенты используют, чтобы просто растопить снег. Сугробы исчезнут сами собой, а лужи стекут в канализацию - тогда и убирать ничего не надо.

- Все не так, - заявили в столичном Департаменте ЖКХ. - На асфальте быстро образуется так называемый накат - это очень плотный снег, который спрессовали и отполировали автомобильные шины. Накат почти такой же скользкий, как и лед, только убрать его крайне сложно - ни щетки, ни скребки коммунальной техники не справляются. Уборочные машины не могут проехать по всем улицам одновременно, поэтому мы используем реагенты, чтобы снег остался рыхлым до того момента, как его сметут.

- А как быть с тротуарами?

- Пешеходную часть просто так реагентами и не обрабатывают. Сначала с тротуара сметается большая часть снега. Потом мы используем состав, в который входят пищевая соль, мраморная крошка и соль муравьиной кислоты. Соль и муравьиная кислота нужны, чтобы расплавить остатки снега и лед. Крошка потом создает шершавый белый слой на асфальте.

Одна беда - на дороги реагенты наносят машины (с системой точной дозировки), а на тротуары средства рассыпают дворники. Неудивительно, когда кучи щебенки лежат в одном месте, посреди прохода. Значит, кому-то лениво было рассыпать все равномерно.

Слякоть на московских улицах - вещь неприятная. Зато горожане избавлены от традиционной российской забавы «балет на льду». Фото: Михаил ФРОЛОВ

Слякоть на московских улицах - вещь неприятная. Зато горожане избавлены от традиционной российской забавы «балет на льду».Фото: Михаил ФРОЛОВ

ПОЧЕМУ НЕ ГРАНИТНЫЙ ЩЕБЕНЬ

На днях депутат петербургского Заксобрания Виталий Милонов предложил использовать вместо реагентов одну гранитную крошку. Но в Москве от нее уже отказались, хотя еще несколько лет назад этот твердый щебень использовали.

Выяснилось, что твердый гранит попадает в эскалаторы и ломает их. Тогда коммунальщики решили посыпать тротуары мраморной крошкой (что они делают до сих пор). Мрамор гораздо мягче.

Но вот совсем без реагентов на пешеходных зонах не обойтись. Простая крошка без всего буквально тонет в снегу и перестает работать.

А ЕСЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СОЛЬ ИЛИ ПЕСОК

Эти два самых дешевых реагента применялись в столице аж с XIX века по 2001 год. Их любили коммунальщики за дешевизну и относительную эффективность. Но, увы, недостатки в итоге перевесили достоинства.

Экологи установили, что чистая соль быстро отравляет почву. Раньше за сезон на 1 кв. метр асфальта высыпали до трех кило соли. Большая часть ее потом оказывалась на земле. В сухую погоду соль выступала кристаллами и превращалась в пыль. Потом она оседала на проводах и разъедала их.

Песок, конечно, самый экологичный материал. Но он быстро забивает стоки, а прочистка их потом занимает много времени и денег. Сейчас песок используют на загородных магистралях.

ЧТО ПРИМЕНЯЮТ

На городских улицах используют аж четыре разных вида средств. Жидкий реагент применяют везде. Есть еще три твердых состава - они используются на разных дорогах только в паре с жидким реагентом.

Жидкий реагент для всех улиц. На 5 - 6% состоит из пищевой соли, на 22 - 23% - из хлористого кальция (натуральный материал, быстро плавит снег), остальное - вода.

Состав используют за два часа до снегопада. Он не позволяет снегу прилипнуть к асфальту. Если выпадает больше 5 сантиметров осадков, коммунальщики подметают дороги и поливают их еще раз. Реагент работает при температуре до минус семи градусов.

Твердый реагент для обычных улиц. На 80% состоит из пищевой соли и на 20% - из хлористого кальция. Состав работает, пока температура не опустится ниже минус 15 градусов. Его используют только в паре с жидким реагентом.

Твердый реагент для скоростных магистралей. На две трети состоит из пищевой соли, остальное: соль муравьиной кислоты, хлористый кальций и хлористый калий (удобрение для почвы). Быстро плавит снег и лед при самых низких температурах. Нужен, чтобы не было пробок на МКАД и ТТК. Реагент используют только в паре с жидким составом.

Твердый реагент для скоростных магистралей с озеленением. Состав похож на средство для скоростных магистралей, только экологичного хлористого калия тут в два раза больше. Самый дорогой реагент.

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

Если не обрабатывать дороги, Москва встанет

И все-таки можно ли без всей этой химии в столице обойтись? Во многих городах реагенты не применяют. И их жители тоже жалуются на ужасное состояние дорог и тротуаров. В минувшие новогодние праздники мне повезло побывать в Ижевске и Нижнем Новгороде. В Ижевске «экологичные» тротуары без химии похожи на полигон для испытания танков. Идти приходится, перебираясь с одного горба на другой. В Нижнем голый асфальт покрывается коркой льда и превращается в каток.

Москвичи недовольны слякотью под ногами и на дорогах. Но все специалисты, к которым мы обращались, едины во мнении - без обработки химией столицу ждет транспортный коллапс.

- Движение в Москве после недавнего сильного снегопада уже остановилось, - говорит депутат Госдумы Максим Шингаркин. - Пока дороги не почистили, автомобили не поехали. Можно убирать снег с улиц так, как это делают в провинции - там по асфальту просто скребут железным ковшом. Но это заканчивается регулярными ремонтами покрытия. В столице температура часто колеблется в районе ноля градусов - то чуть теплее, то холоднее. Без реагентов это привело бы к бесконечному образованию льда на улице и, как следствие, массовым ДТП. Одним словом, если водители хотят ехать по дорогам, а не стоять, нужны реагенты. Если пешеходы не хотят падать на тротуарах, нужны реагенты.

Между тем в Дептрансе посчитали, что сильный снегопад или ливень снижает пропускную способность дорог на треть! Машины начинают ехать медленнее из-за плохой видимости, случаются мелкие ДТП, все это приводит к массовым пробкам.

- Улицы можно чистить без химии, но тогда нам надо увеличить количество коммунальной техники, - говорит Норайр Блудян, член общественного совета Дептранса, завкафедрой «Автомобильные перевозки» МАДИ. - И запретить легковушкам выезжать на дороги, чтобы они не мешали уборке. Но это же абсурд! Абсолютно ясно - при нынешнем количестве авто на улицах, при нынешнем количестве уборочных машин убрать снег с дорог без реагентов не выйдет.

ДРУГОЙ ОПЫТ

В Петербурге отказались от химии на дорогах

Однажды в студеную зимнюю пору я из дому вышел и... в сугробе увяз. Так теперь шутят петербуржцы. Реагентам здесь объявили бойкот.

Прошлой зимой в Петербурге дороги щедро сдабривали какой-то химией.

- В этом году от реагентов мы отказались. Упор сделали на вывоз снега, - объясняет председатель комитета по благоустройству Петербурга Владимир Рублевский. - Только очень скользкие участки обрабатываем песко-соляной смесью. (подробности)

 
Читайте также