2016-03-16T07:05:14+03:00

Что стоит за скандалом вокруг храма в Бирске, который ремонтируют к приезду Патриарха

Уфимский краевед Николай Исаев утверждает, что строители разрушают памятник архитектуры.
Поделиться:
Комментарии: comments2
Изменить размер текста:

- Уничтожены ценные росписи на стенах, демонтированы чугунные напольные плиты 19 века, чтобы окна пластиковые вставить, срезали кованные решетки, - возмущается Исаев. – Это они ремонт делают, называется! Да кому он нужен, такой ремонт?!

Первым тревогу забил краевед Николай Исаев. Фото: Эльвира ИБРАГИМОВА

Первым тревогу забил краевед Николай Исаев.Фото: Эльвира ИБРАГИМОВА

Спешили к визиту высокого гостя?

Старинную церковь (1845 года постройки) приводят в порядок не просто так – дело действительно важное, к нам приедет Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он пожалует в Башкирию в июле этого года. Впервые!

И все бы ничего: провели бы святейшего по уфимским достопримечательностям, еще не успевшим потерять лоск после саммитов, но в его планах внезапно обозначилось посещение бирского храма, где в 50-ые годы служил дед патриарха Василий Гундяев.

Тут-то и вышел конфуз: в церкви – разруха! Полы провалились, штукатурка сыплется на головы прямо во время службы. Пришлось в экстренном порядке приводить храм в божеский вид.

- А что можно успеть за полгода? Вот они в спешке и уничтожают культурные ценности, - уверен Николай Исаев. – Я зашел как-то, спрашиваю рабочего – мол, что ты там сейчас заштукатурил, а он: «Да какого-то ангела с трубами!» А ведь церковь – уникальная! Объект культурного наследия. На нее и закон распространяется соответствующий – без плана реставрации они не имели права ничего делать.

Так храм выглядел в 2004 году. Сейчас росписей на стенах уже нет – заштукатурили.

Так храм выглядел в 2004 году. Сейчас росписей на стенах уже нет – заштукатурили.

Мы помчались на место выяснять, неужели правда штукатурят прямо по уникальным росписям? И тут столкнулись с первой проблемой – оказалось, что никто никогда доподлинно не выяснял, имеется ли в этой церкви что-то ценное.

Впрочем, есть разные мнения:

- К сожалению, изображения на стенах, о которых заботится Николай Исаев, уже не имеют художественной ценности. Они были разрушены реставрацией 1977 года: приехали питерские студенты и «поупражнялись», - объясняет художник Павел Санников, которому предстоит расписать стены церкви заново. По его словам, ценность представляют буквально два-три фрагмента – видно, что их писали очень хорошие старые мастера. Их будут сохранять, остальное же после студенческих правок полностью испорчено.

В Нефтекамской епархии тоже стоят на том, что ценности в росписях никакой нет.

- В алтаре неизвестным художником были расписаны несколько евангельских сюжетов не самого хорошего качества и без надлежащей обработки стен. То, что художник не был знаком с правилами иконописания, видно по сюжету «Спасение утопающего Петра», - говорят священники.

- Хорошо. А есть какие-то документы? Отчеты искусствоведов? – пытаюсь докопаться до истины.

А их действительно нет. В отделе государственной охраны объектов культурного наследия РБ чиновники лишь смущенно улыбаются и просят требовать ответа у начальства в министерстве культуры. А там на наши запросы – гробовая тишина.

Представляли ли росписи храма художественную ценность, так и осталось неизвестным.

Представляли ли росписи храма художественную ценность, так и осталось неизвестным.

Такая бесхозность – сплошь и рядом

В едином реестре объектов культурного наследия России о бирском Михайло-Архангельском храме значится немного: год строительства, адрес - вот и все. Что ценного находится (точнее, находилось) внутри, уже никто не скажет.

- Это беда не только бирского храма, но и остальных памятников архитектуры. Никакой подробной описи ценностей нет, - говорят эксперты «КП», пожелавшие все-таки не называть своего имени. – Такая бесхозность у нас сплошь и рядом. Вообще это очень сложная работа, которая занимает два-три года по одному объекту, сейчас она только начала налаживаться - по крайней мере, в Уфе. По Михайло-Архангельскому храму остались только фотодокументы.

- Осенью прошлого года священники попросили нас осмотреть лежневские росписи (известный художник Анатолий Лежнев расписал стены храма в селе Иглино в 1925 году, - от ред.). К сожалению, они там полностью утрачены: их в свое время «отреставрировали» масляной краской, и теперь их уже не восстановишь. А вот в Бирск нас почему-то не приглашали, - говорит главный хранитель художественного музея имени Михаила Нестерова искусствовед Валентина Сорокина.

Куда пропали иконы?

По иконам - отдельная речь. Тот же Николай Исаев рассказал любопытную историю:

- В 2004 году прихожане храма пожаловались на то, что из церкви пропали иконы, в том числе 16-17 веков. Они были очень богато украшены: серебром, речным жемчугом, цветным бисером. Люди их в советское время, в войну по домам берегли, чтобы в храм вернуть. А потом они пропали из храма - забрали сами священники. Якобы на реставрацию, но так и не вернули.

Нам удалось разыскать авторов той письменной жалобы по иконам, но общаться на эту тему женщины не согласились. Оказалось, что после «доносов» на них наложили епитимью на четыре года – отлучили от церкви.

- Видимо, так богу угодно, - опустив глаза, говорят пожилые женщины.

Кстати, как нам рассказали в музее им. Нестерова, в начале 90-ых годов министерство культуры РБ занималось составлением реестра по храмам: описывали как раз-таки иконы, чтобы за рубеж не ушли. Но и эти списки найти не получилось – где они, нам так никто и не смог внятно объяснить.

Когда мы уезжали из Бирска, зашли в восстановленный Свято-Троицкий собор - украшение города. Все здесь мило, красиво, но царапнула одна деталь: в храме есть небольшой фрагмент старинного пола, выложенный красивой плиткой и накрытый стеклом. Только разглядеть красоту практически невозможно из-за огромных капель конденсата, которые скопились на стекле. То есть вроде бы и уберегли старину, но как-то для галочки. Так и с Михайло-Архангельским храмом – вроде бы церковь решили отремонтировать, благое дело делают, но ощущение, что мы безвозвратно потеряли что-то важноеи ценное, не покидает…

КАК ВЫГЛЯДЕЛ ХРАМ

Выписка из газеты «Оренбургские губернские ведомости» от 6 декабря 1847 года:

- Храм оштукатурен внутри и снаружи и обелён; пол всей церкви чугунный; иконостас изящно резной, прекрасно расположенный и весь позолоченный. Средина церкви украшена огромною великолепною паникадилою. Храмовой образ Архистратига Михаила, работы первых мастеров Златоустовского завода, украшен почти всеми камнями, заключающимися в недрах Уральского хребта. Всеми принадлежностями храм снабжён с избытком, особенно богата ризница».

ОФИЦИАЛЬНО

Комментарий Нефтекамской епархии:

«Такое поведение православного христианина огорчает»

- Главная задача состоит в том, чтобы сохранить те росписи в храме, которые представляют историческую ценность и насколько возможно приблизить внешний облик храма к оригиналу. Для этого были проведены работы по смене кровли купола и всей крыши храма, были удалены излишние бутафорные куполочки, была переделана и в меру возможностей приближена к оригиналу звонница, был снесен пристрой-тамбур у входа в храм, как неоправданный новострой. Работы ведутся квалифицированными специалистами. Оформление необходимой документации и смет ведется в плановом режиме.

Позицию, который занял господин Исаев в отношении Русской Православной Церкви в целом, и Михайло-Архангельского храма, в частности, можно охарактеризовать как враждебную и провокационную. Прибегая к обману и предвзятости, он сеет соблазн и вводит в заблуждение людей не знающих реальную обстановку.

Такое поведение православного христианина огорчает.

МНЕНИЕ

«Через два месяца мы увидим красавицу-церковь»

- У церкви непростая история, были у нее разные руководители, поэтому сложно найти виновного в том, что она была доведена до крайнего состояния, - говорит председатель Совета по государственно-межконфессиональным отношениям при главе республики Вячеслав Пятков. - Но сейчас нашли меценатов, идет восстановление – это благо для всех верующих. Через два месяца мы увидим красавицу-церковь.

СПРАВКА «КП»

Михаило-Архангельский храм был построен в 1845 году. В 1937 году церковь закрыли, священников и многих прихожан арестовали. В мае 1945 года, благодаря настойчивым требованиям жителей, его открыли вновь. К тому времени храм был полностью разорен. Собирая по копеечке, люди восстановили церковь, прихожане других закрытых и разгромленных церквей бирской округи принесли сотни бесценных икон, спасенных ими ценою своей жизни. До 1990-х годов бирская Михаило-Архангельская церковь оставалась одним из немногих действующих храмов Уфимской епархии.

 
Читайте также