Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+5°
Boom metrics
Туризм18 апреля 2016 8:40

Наше Серебряное кольцо: Где спрятали орган из кирхи Приморска

Весной, когда сходит лед, почему-то особенно тянет к воде. Только какой смысл ехать к хилой речушке, когда у нас море рядом?!

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Самое правильное место сейчас - Приморск, город в 150 километрах от Петербурга. Название, прямо скажем, малокреативное. Для нашего уха загадочнее звучит шведское имя Бьерке или финское Койвисто. Однако давайте останемся патриотами. Когда в 1268 году в новгородских летописях впервые появилось упоминание этого поселения, его назвали Березовское. Шведы и финны просто перевели.

Приморском город стал уже после войны. Но острова вокруг сохранили названия: Большой, Западный, Северный, Березовый. Берез тут, стоящих в окружении корабельных сосен, действительно много.

ЧЕРЕЗ БЬЕРКЕ В МОСКОВИЮ

Мы привыкли из-за мелководья называть Финский залив Маркизовой лужей. Но в районе Приморска о нем так не скажешь. Тут море настоящее. Поэтому исторически сложилось, что в здешних местах шла бойкая торговля. Новгородцы принимали суда из Ганзейского союза. Шведы, которые конкурировали с немецким купечеством, развивали собственные морские контакты. И Бьерке был очень важным портом - не менее важным, чем Выборг.

Через Бьерке в Московию в 1556 году отправилась делегация от шведского короля Густава Васы для заключения мира с Иваном Грозным. О нем мы знаем по комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Мир в итоге заключили на сорок лет, но столько он не продержался - уже через десятилетие началась Ливонская война.

Мы бы, наверное, никогда не узнали, через какой порт отправилось королевское посольство, если бы в него не входил финский просветитель Микаэль Агрикола.

Выходец из простой крестьянской семьи стал первым лютеранским епископом Финляндии. Но главное дело его жизни - издание в середине ХVI века первого букваря на финском языке.

На обратном пути из Москвы просветитель заболел и умер. На трассе установлен указатель «Памятник Микаэлю Агриколе». Если углубиться по лесной дороге в сторону моря, на побережье можно увидеть простую гранитную плиту. Агриколу очень почитают в Финляндии. В день его смерти, 9 апреля, в Суоми проводится День Агриколы, или День финского языка.

КИРХА-МАЯК

Главная достопримечательность Приморска - величественное здание бывшей кирхи Святой Марии Магдалины. Ее построили в 1904 году по проекту архитектора Йозефа Стенбека, автора протестантских соборов также в Зеленогорске, и в Мельниково - в Приозерском районе.

Мощное сооружение из гранита скалой стоит над заливом. По устоявшейся советской традиции после 1945-го кирху превратили в Дом культуры. Часто с культовых сооружений снимали купола и шпили. Но кирху в Приморске не тронули.

И не из суеверия. Она стоит на самом берегу и с момента появления использовалась так же, как маяк.

Старые финские молы.

Старые финские молы.

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

ПЛАВАЛ ПО МОРЮ ЦАРЬ

Николай II любил кататься по Финскому заливу. Его яхта «Полярная звезда» нередко отправлялась в Койвисто. Мол, к которому она причаливала, находится у причала № 30, ориентиром может стать остановка Карасевка. С приходом лета у царской пристани, порядком поизносившейся, швартуются яхты россиян - шикарные и попроще. Отсюда открывается прекрасная панорама на собор, другие молы, залив и острова.

В анналах истории осталось посещение Николаем Койвисто в 1905 году. Удивительно, Россию сотрясает революция, а царь надолго покинул Петербург.

В июле Николай провел тайную встречу с кайзером Вильгельмом II. И на яхте «Полярная звезда» монархи подписали мирный договор между Россией и Германией. Когда о нем узнали во Франции и Великобритании, разразился скандал. Но он в силу так и не вступил. А Россия к тому времени, желая продемонстрировать Германии свои «добрые намерения», уже разоружила и взорвала несколько своих важных оборонительных сооружений. В частности, форты возле Либавы, современной Лиепаи, охранявшие границы с Пруссией. И спустя век эти разрушенные бетонные крепости выглядят настоящими монстрами. Известная у нас линия Маннергейма по сравнению с ними - песочница с грибочком на детской площадке… В 1914-м, когда началась Первая мировая война, а Россия встала против Германии, об уничтоженных фортах горько пожалели.

Благодушное настроение сохранилось у Николая и в сентябре 1905-го. Он с сожалением пишет в дневнике, что охота на островах не принесла удачи. И отмечает свою поездку в город: мол, осмотрел новую кирху и лесопилку. Кирха царю понравилась: «Она недавно выстроена, вся из камня, вместо прежней, деревянной».

ПРОСИЛИ НА МУЗЫКУ, ЕЩЕ И ЛЮСТРУ КУПИЛИ

Верноподданные финны восторженно приветствовали Николая. Ему преподнесли хлеб-соль и пели гимны. Одна финка оставила воспоминания: «Император был худой, похожий на юношу. Он вышел к нам в темно-синем костюме без каких-либо знаков различия». Какая-то женщина подарила императрице связанную своими руками сумочку.

Растроганный царь пожаловал ей золотые часы с цепочкой, а потом спросил у народа, не нужно ли чего для церкви?

Мужчины замялись, но в итоге сказали, что не худо бы купить орган, однако он очень дорогой: стоит 65 тысяч. Царь не понял, что речь идет о финских марках - в Финляндском княжестве ходили свои деньги, - и велел выдать требуемое в рублях. Получилось в пять раз больше, чем нужно. Так что для кирхи не только купили музыкальный инструмент, но и хрустальную люстру.

К сожалению, ни органа, ни люстры, ни витражей, которыми гордился храм, теперь нет. В Приморске можно услышать легенду, что орган спрятан где-то в поросших лесами скалах. Периодически организуются экспедиции на его поиски, увы, безрезультатные.

По другой легенде, сохранился витраж: мол, его просто заложили кирпичом. Но на послевоенных снимках видны разбитые окна. Вряд ли витраж восстанавливали.

10 ПУДОВ - БЕРКОВЕЦ

О морском прошлом Березовского - Бьерке - Койвисто - Приморска напоминает интересный факт. В честь города названа единица измерения массы - берковец. Она равнялась десяти пудам - это 164 килограмма! Десять берковцев - сто пудов - целый контейнер. Похоже, в свое время через здешний порт проходили весьма солидные грузы.

В современной истории Приморск гордится тем, что здесь проходили испытания первого атомного ледокола «Ленин».

И в наши дни Приморск остается крупным портом.