Как оказалось, настоящей прохлады в автобусе не будет никогда!
Фото: Иван ВИСЛОВ
Слава богу, прошли те годы, когда в автобусах печка, которая не работала зимой, включалась летом. Нынешние низкопольные модели не чета советским «скотовозкам».
Сейчас столичный Дептранс всячески уговаривает горожан пересесть с личных авто на общественный транспорт. Москвичам обещают, что возить их будет сплошь новая техника.
Но как быть в жару? Даже у захудалых машин сегодня стоят кондиционеры. А вагоны метро или троллейбусы летом у многих ассоциируются лишь с потными подмышками соседнего пассажира, да со страшной духотой.
Власти утверждают, что все это ушло в прошлое. Правда ли? Разбираемся, как город нагоняет холод в общественный транспорт.
АВТОБУСЫ
Весь наземный транспорт, который покупали в последние годы, оснащен кондиционерами или климат-контролем. По идее, больше всего холода в автобусах — тут 70% машин с охладителями (это больше 4,5 тысяч единиц техники).
Но, как оказалось, настоящей прохлады в автобусе не будет никогда! В соответствии с ГОСТ Р 50993-96, температура в салоне (на уровне головы пассажиров) не должна отличаться от «забортной» больше, чем на 8 градусов. Если на улице 33 градуса, то внутри должно быть не меньше 25 градусов. А в реальности будет и больше. Наверно, это нужно, чтобы люди не простужались.
- Колебания температуры в салоне происходят неизбежно, - рассказали «КП» в Мосгортрансе. - Во время посадки и высадки пассажиров двери автобуса открываются, за счет чего происходит потеря холодного воздуха.
Да и сами пассажиры не облегчают ситуацию. Люди часто открывают форточки в окнах, не обращая внимание на то, есть кондиционер или нет.
- Это (открытые окна) существенно замедляет процесс охлаждения воздуха в салоне и может привести к выходу из строя климатического оборудования, - добавили в Мосгортрансе.
У всех автобусов с кондиционерами около передней двери есть наклеечка со снежинкой. Увидите ее — окна не открывайте. Даже, если в салоне жарко, то с раскрытыми форточками станет лишь хуже.
ТРОЛЛЕЙБУСЫ И ТРАМВАИ
Увы, у этих видов транспорта с кондеями все плохо. Только у 20% троллейбусов (всего 300 машин) имеется охлаждение салона. Климат контроль в трамвае есть только у новых польских моделей «Pesa» - это лишь 60 вагонов, меньше 10% от общего парка!
- Что касается трамваев, то климатическими установками оборудованы вагоны нового поколения, которые впервые вышли на маршруты в 2014 году, - рассказали в Мосгортрансе. - Система климат-контроля в таких трамваях позволяет поддерживать постоянную комфортную температуру воздуха в пассажирском салоне и кабине водителя как в летнее, так и в зимнее время года.
Не удивительно, что лучше всего кондиционеры работают у западных трамваев, а не у нашего остального общественного транспорта.
Еще один минус — если автобусы и троллейбусы с холодком ездят по всему городу, то вагоны «Pesa» можно встретить лишь на северо-западе Москвы.
.
Фото: Наиль ВАЛИУЛИН
ЕСЛИ ЖАРКО — ЗВОНИТЕ
Если стикер есть, а вентиляция не работает, тогда сообщить об этом можно в контакт-центр «Московский транспорт» (8-495-539-54-54 или 3210), а также через Единый транспортный портал Москвы (www.transport.mos.ru). При этом нужно сказать оператору маршрут, номер автобуса или троллейбуса (он указан снаружи на «борту» и в салоне около кабины водителя. - Ред.), в каком направлении и когда ехали.
МЕТРО
Всего в подземке работает 3000 кондиционеров в 1500 вагонах (в каждом их два). На желтой, серой и кольцевой ветках все поезда оборудованы кондиционерами. На синей и фиолетовой ветках лишь половина составов ездит с холодком. Опознать вагон с климат-контролем можно по внешнему виду (см. инфографику).
В ближайшие недели в подземке стартует пилотный проект в рамках которого в вестибюлях станций «Южная», «Кузнецкий мост» и «Дмитровская» будут установлены так называемые «летние двери» — решетки и рольставни. Тип устанавливаемых устройств определялся в зависимости от архитектурных особенностей и требований безопасности. По результатам пилотного проекта будет принято решение о его дальнейшем дальнейшем использовании.
Еще на жарких станциях пассажирам бесплатно раздают воду.
ЕСЛИ ЖАРКО — ЖАЛУЙТЕСЬ
В метро в жаркую погоду следят за температурой воздуха на станциях и в поездах. Самые душные станции сейчас круглосуточно проветривают с открытыми дверями.
- Если в вагонах не работает кондиционер, тогда можно сразу же в пути связаться с машинистом с помощью переговорного устройства в вагоне и сообщить о проблеме, - объяснил «КП» Андрей Кружалин, пресс-секретарь начальника Московского метрополитена.
Если вы все-таки смогли в духоте доехать до нужной станции и вышли из поезда, тогда можно сообщить о неработающем кондиционере в ситуационный центр метро с помощью колонны экстренного вызова. Такие сине-красные стелы стоят обычно в центре станции и на выходе около эскалаторов. На колонне можно нажать любую кнопку и продиктовать оператору номер состава (он написан на «борту» вагонов. - Ред.), время и направление, в котором он ехал.
- Если во время проверки вагонов подтвердится, что кондиционеры не работают, тогда поезд снимут с линии, - сказал Андрей Кружалин. - Вместо него пустят резервный состав с рабочей системой климат-контроля.