Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+5°
Boom metrics
Общество11 октября 2016 11:00

Фестиваль - это выстрел в сердце и голову зрителя

В этом году «Балтийский дом» показывает «Театр по правилам и без».
«Тихий Дон» Театра драмы им. М. Горького из Ростова-на-Дону - просто очень хороший спектакль на важные темы: трудная любовь, трудная жизнь, но всегда есть место радости.

«Тихий Дон» Театра драмы им. М. Горького из Ростова-на-Дону - просто очень хороший спектакль на важные темы: трудная любовь, трудная жизнь, но всегда есть место радости.

Люди делятся на тех, кто не представляет свою жизнь без театра, и тех, кому современные постановки не очень интересны. Часто это вполне справедливо. Но программа «Балтийского дома», кажется, способна расширить кругозор и первых и вторых. Фестиваль проходит уже 26-й раз. Столько лет на вершине успеха - это говорит о многом. Ведь такое мероприятие - редкая для петербуржцев возможность увидеть уникальные постановки, которые покажут в Северной столице только один раз и только здесь. Рука сама тянется купить билет.

ГОЛЬ НА ВЫДУМКИ ХИТРА

В этом году смета фестиваля оказалась меньше обычной. Однако, несмотря на нелегкую финансовую ситуацию, программа поражала воображение.

- Хорошая хозяйка, даже когда ее ограничивают в средствах, все равно думает: чем бы мне удивить гостей? Вот и мы действовали в духе поговорки «Голь на выдумки хитра», - смеется генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом», заслуженный деятель искусств России Сергей Шуб. - Окинули взором театральную Москву и открыли программу ярким событием - трилогией Андрея Кончаловского по Чехову. На этом фестивале можно было увидеть целый ряд хороших, интересных, ярких спектаклей из России. Но все-таки это международное мероприятие, и наша основная миссия - представлять в Петербурге, в культурной столице Балтии, спектакли из Европы. В этом наша особенность.

- Постановки Кончаловского вызвали огромнейший интерес и были, безусловно, хороши. Зрители после спектакля говорили: наконец-то мы увидели чеховского Чехова!

- На фестивале много удивительных постановок! Каждый год мы ищем сквозную тему. В этот раз девиз фестиваля - «Театр по правилам и без». Всякое следование раз и навсегда установленным правилам, конечно, гарантирует качество. Но, с другой стороны, никакое развитие невозможно без движения вперед. Нельзя следовать догмам. Язык театра и манера игры меняются, совершенствуются. Если посмотреть записи старых спектаклей, многое кажется рутиной, наигрышем… Театр должен обновляться, но осторожно, элегантно, мудро.

«ПРАВО НА ЭКСПЕРИМЕНТ»

Спектакли Кончаловского легкие, как и мечтал Чехов, без надрыва и занудства. И они как раз «по правилам». «Антигона» - о вечном конфликте власти и человека. А вот «Евангелие» итальянского актера и режиссера Пиппо Дельбоно, который уже не первый раз привозит свои постановки на фестиваль, «без правил». Это новаторский по форме, но серьезный разговор о том, что происходит с человечеством сейчас и что нас ждет, если мы не станем мудрее.

- Это абсолютно новый для нас авторский театр, где стираются границы между сценой и залом. Такого нет ни в кино, ни на телевидении, - поясняет Сергей Шуб. - Это выстрел в сердце зрителя. В сердце, в голову. Это краеугольная мысль фестиваля: заставить зрителей думать и чувствовать. Иногда рутину выдают за следование традициям. Однако выражение «право на эксперимент» - банальное, но верное. Поэтому наш фестиваль - это сгусток театральной энергии, который демонстрирует разные правила игры. Отсутствие движения вперед - это смерть. И не только в искусстве. Вот этот процесс движения мы и показываем публике. Что зрители отрицают, то умирает. А что-то оказывается полезным. Мейерхольд писал: тысячи биологов делали эксперименты с микробами, и только Луи Пастер совершил революцию в этой области. Так и в театре.

- Например?

- Возьмем литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса. Он создал тот театральный язык, из которого во многом выросли и Юрий Бутусов, и Андрей Жолдак. Это эпический и поэтический театр, и тоже движение вперед. В прошлом году Някрошюс показал эскизы, а в этом привез уже полномасштабный спектакль «Мастер голода» по рассказу Кафки. В нем есть элементы как традиционного театра, так и нового театрального языка.

«Вишневый сад» Андрея Кончаловского - самый чеховский Чехов. Без надрыва и занудства.

«Вишневый сад» Андрея Кончаловского - самый чеховский Чехов. Без надрыва и занудства.

«ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО»

Также зрители увидели спектакль «Оборотень» театра из Таллина - о том, что мы по-прежнему склонны разделять людей на своих и чужих по тому или иному признаку. Посмотрели «Тихий Дон» Ростовского театра драмы им. М. Горького, легкий и элегантный «Оркестр» по пьесе Жана Ануя в исполнении студентов ВГИКа - дань Году кино. Впереди - спектакль Александра Галибина «Анна.Трагедия» Театра-фестиваля «Балтийский дом», в котором постановщик использовал прием древнегреческого хора.

- А вообще, если говорить о репертуаре нашего театра, мы можем себе позволить такое «лоскутное одеяло», - говорит Сергей Шуб. - Если серьезные спектакли - это прививка, к счастью, не смертельная (улыбается), то комедия дает зрителю витамины, в которых он тоже нуждается. Создать такое яркое и гармоничное «лоскутное одеяло» - тоже искусство! Так мы выстраиваем новый тренд.

- Насколько сейчас театр влияет на умы зрителей?

- В советское время искусство было более востребовано в обществе. Театр выполнял функцию социального инструмента, поскольку была потребность в социальном диалоге. Поэтому были БДТ, Таганка, в которых говорили о том, что волновало многих. А сейчас важнее не популярные театры, а популярные артисты. Орган, который не востребован, атрофируется. В этом смысле театр сейчас переживает не лучшие времена. Но все-таки это движение вперед наводит на мысль, что театр снова будет все более востребован. Без этого диалога нам никуда не деться, все равно надо договариваться.

ВТОРОЕ «ДНО»

На фестивале был и второй уровень - образовательный, который для зрителей остается за кулисами. Он предназначен для студентов русскоязычных курсов вузов стран СНГ. Его цель - приобщить молодых актеров к современной российской культуре, ее истории и традициям. В этом году в образовательной программе приняли участие студенты Белорусской государственной академии искусств из Минска, курс художественного руководителя Национального академического драматического театра имени Горького Сергея Ковальчика.

Прошли мастер-классы известных режиссеров, сценографов и педагогов Петербурга, а также лекции об истории русского театра и современных тенденциях развития петербургской режиссуры. Участники посетили петербургские музеи и театры.

Известные режиссеры, директора театров и фестивалей России и Европы обсудили процессы, произошедшие в академическом театре за последнее время. Они пришли к выводу, что именно город на Неве возвращает себе звание театрального центра нашей страны.

Вручили международную премию «Балтийская звезда». В этом году лауреатами стали Андрей Кончаловский (Россия), Ивар Калныньш (Латвия), Эльмо Нюганен (Эстония). Алексей Балабанов (Россия) - номинация «Память». Музей современного искусства «Эрарта» - номинация «За поддержку культуры».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«То, что в Петербурге, несмотря на финансовые трудности, проходит фестиваль «Балтийский дом», - очень важно. Когда денег много, начинается рынок. А когда мало - искусство. Начинает работать фантазия: что дать зрителям? Театр в России находится в более живом состоянии, чем в Европе, где репертуарный театр - роскошь. А фестиваль «Балтийский дом» доказывает, что петербургский зритель - чрезвычайно жадный и благодарный».

(Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ.)