Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Общество24 декабря 2016 22:00

Какое наказание грозит иркутским отравителям

За ответом на этот вопрос наш корреспондент Николай Варсегов отправился к прокурору Ленинского района Иркутска Станиславу Зубовскому
Прокурор Ленинского района Иркутска Станислав Зубовский.

Прокурор Ленинского района Иркутска Станислав Зубовский.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

По последним данным, из-за отравления концентратом для ванн «Боярышник» в Иркутске погибли 75 человек, ещё десятки – в больницах. Разобраться в причинах массового отравления паленым алкоголем на месте трагедии пытается наш корреспондент Николай Варсегов. Читайте его предыдущие репортажи по теме: часть 1, часть 2.

***

Иркутский кошмар начался именно с Ленинского района. Здесь в садоводческом товариществе с дивным названием «Шестая пятилетка» и был обнаружен подпольный цех, где граждане из нашего братского Азербайджана разливали смертельное пойло.

РАДИ ИХ НАЖИВЫ МНОГИЕ УЖЕ НЕ ЖИВЫ

- Люди, которые производили и продавали эту отраву под видом гигиенического средства, - рассказывает мой собеседник, - конечно же, прекрасно понимали, что на самом деле какая-то часть населения будет все это потреблять как алкогольный напиток. Но жажда наживы для них превыше всего.

- Они все задержаны?

- В настоящее время уголовное дело расследует Следственный комитет Российской федерации. И любой комментарий относительно задержаний уполномочен давать только он. Пока известно, что задержано более десяти человек.

- Хотелось бы сразу уточнить, это продавцы или производители?

- Назовем их так – это лица, причастные к данному делу.

- Что касается продавцов, они понесут наказание? Ведь их адвокаты утверждают: они ничего незаконного не продавали.

- В уголовном процессе есть сторона защиты и сторона обвинения. Они будут состязаться, и сейчас делать на этот счет прогнозы преждевременно. В конечном итоге все решит суд. Несомненно, что решение суда будет исходить из тяжести и последствий данного преступления. Уже более семидесяти человек погибло!

- Какова может быть численность всей этой банды отравителей?

- Численность установит следствие. Но я бы не торопился называть их словом «банда». Это уголовное понятие, подразумевающее группу лиц, занимающихся грабежом, разбоем. В нашем случае они группа людей, причастных к данному преступлению.

- Возможно, все эти… причастные отделаются лишь легким испугом? Они же не злонамеренно людей потравили. Им же, по мнению адвокатов, и в голову не могло прийти, что их продукцию для чистки ванн кто-то вдруг станет пить! Я так думаю, этих людей если и смогут посадить, то лишь в случае, коли следствие выявит какие-то побочные преступления. Скажем, неуплату налогов, кражи и какие-то махинации со спиртом.

- Давайте не будем прогнозировать. За неделю расследования пока рано делать выводы. Если они совершили противоправные деяния, и это будет доказано, то понесут наказание не только по результатам рассмотрения этого дела судом.

Так выглядит упаковка смертельного «Боярышника».

Так выглядит упаковка смертельного «Боярышника».

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

КАК ДОСТАТЬ СБЕЖАВШИХ ЗА ГРАНИЦУ?

- Известно, что часть людей, причастных к этому преступлению, сейчас в Азербайджане. Как думаете, их выдадут?

- Наши органы расследования наделены правом обращаться к различным международным организациям вплоть до Интерпола. Это вопрос Генеральной прокуратуры Российской федерации. Если у органов следствия будет достаточно оснований требовать выдачи граждан с территории иных государств по запросу о правовой помощи, то…, пока я рассуждаю только теоретически, такая выдача должна состояться.

- Известно ли откуда поступил в Иркутск этот смертельный метиловый спирт?

- Вопрос непростой. Он мог поступить хоть откуда. С любых легальных заводов.

- Его могли просто украсть с завода и продать вот этим барыгам?

- У нас производство как этилового, так и метилового спирта не запрещено. Любой спирт можно купить для всяких легальных целей. В нашем случае могли свободно купить метиловый спирт для каких-то технических нужд. А как он попал в производство вот этого «боярышника», это пока вопрос.

- Я не сомневаюсь, что сейчас подобные производства существуют в любой области России. Правоохранительные органы прекрасно знают, где и что разливают под видом моющих средств. Но они ничего не могут сделать. Как с этим безобразием бороться не только в Иркутске, но и во всей стране?

- Председатель правительства абсолютно верно сказал, что необходимо вносить изменения в федеральное законодательство. Иначе вот эта неопределенность, позволяет недобросовестным людям делать свой грязный бизнес. А будет законодательная основа, и органам станет намного проще бороться с этими явлениями.

Топ-10 регионов риска.

Топ-10 регионов риска.

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

НЕИЗВЕСТНОГО АЛКОГОЛЯ УЖ ИЗЪЯЛИ ДЕСЯТКИ ТОНН!

- Сейчас много говорится и про «паленую» водку в Иркутске.

- С 2015 году в нашем Ленинском районе пресечена работа уже нескольких нелегальных цехов по производству водки. Лица привлечены к уголовной ответственности. Часть из них под домашним арестом.

- На моей памяти по стране сотни раскрытых дел по нелегальному производству алкоголя. Это статья УК 171 – до 6 лет лишения свободы. Но мне не известно случая, чтобы кого-то реально посадили за такое преступление. Обычно преступников наказывают небольшими штрафами. Поэтому этот бизнес процветает по всей России.

- У нас суды по статье за незаконную предпринимательскую деятельность стараются наказывать лояльно. Главной задачей считают даже не наказание, а возмещение ущерба.

- Правда, что за последнюю неделю в Иркутске изъяли десятки тонн алкогольной продукции?

- Это так. Образцы отправляются на экспертизу. Но не факт, что это все отрава. Однако, это продукция, происхождение которой не известно.

ПОЧЕМУ В ЛУГАНСКЕ НЕТ ЭТОЙ ОТРАВЫ

Если эти десятки только иркутских тонн помножить на все города и веси страны России, мы получим какую-то чудовищную цифирь производства паленого алкоголя. Лично я бы это назвал крупной экономической диверсией против нашей страны. Подрывом курса рубля, не говоря уже о подрыве здоровья граждан. И эта экономическая диверсия у нас происходит уж много лет. Но судьи к преступникам почему-то лояльны. Законодатели не принимают мер. Отсюда в народе слухи, что власть на местах крышует алкогольную мафию.

Недавно был я в ЛДНР. Там алкоголь на каждом шагу и разный. Спрашиваю в Луганске у мужиков, насколько тут водка качественная, попадается ли «паленка»? Отвечают, что уж давно никакой здесь «паленки» не продают, потому как за это дело не только производителя, но и продавцов сразу арестовывают.

Нет, я не за то, чтобы перенести к нам луганский опыт. Но было бы справедливо, чтобы из-за «паленой» водки страдал бы не покупатель, а страдал бы производитель. Пока же в России – наоборот. Поэтому для меня сомнительно, что иркутские отравители будут наказаны по справедливости.

МЕЖДУ ТЕМ

Лосьон - лишь прикрытие

- Все эти боярышниковые лосьоны к парфюмерии и бытовым средствам никакого отношения не имеют, - заявил «КП» исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии Петр Бобровский. - Ни один нормальный поставщик не станет крупно на пачке писать долю спирта в продукте (подробности)

КСТАТИ

Эксперт: Смертность от алкоголя в России растет, но большинство людей гибнут не из-за суррогатов, а от качественной водки

Аналитик Высшей школы управления здравоохранением Первого Медуниверситета Артем Гиль рассказал «КП» о причинах трагедий и способах исправления ситуации (подробности)

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Плохие новости для алкашей

Непьющий спецкор «КП» Дмитрий Стешин считает, что в ближайшие годы государство начнет радикально лечить пьянство. Иркутская трагедия – веский повод (подробности)