Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
0°
Boom metrics
Общество24 января 2017 14:44

В Петербурге раздадут полторы тысячи кусочков «блокадного» хлеба

Но на подобную хабаровскую акцию ко Дню снятия блокады петербуржцы отреагировали неоднозначно
"Просто говорить на словах? Или подержать в руках кусочек хлеба?"

"Просто говорить на словах? Или подержать в руках кусочек хлеба?"

Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Двояко восприняли в Петербурге раздачу «блокадного» хлеба, которую планируют в Хабаровске. Часть жителей города на Неве считают, что акция позволит молодежи почувствовать ужас, царивший в окруженном городе, часть – что это глумление. Гласом несогласных стал депутат Госдумы Виталий Милонов, который заявил, что «клонировать святыни нельзя», и сравнил инициативу Хабаровска с кулинарным шоу.

«А КАК ИНАЧЕ?»

Однако, раздачу «блокадного» хлеба устроят к 27 января во многих регионах страны. В том числе и в самом Петербурге. В городе, пережившем девятьсот дней кошмара, «блокадные» 125 граммов будут вручать всем желающим вот уже девятый год подряд.

По словам директора Благотворительного фонда защитников Невского плацдарма Василия Булавинова, мероприятие пройдет в Парке Победы. В 10:00 в Храме всех святых в земле Российской просиявших начнется служба, которая завершится Крестным ходом. А после посетителям парка раздадут пятьсот кусочков хлеба и продуктовые карточки.

Вторая часть патриотического проекта развернется в Полежаевском парке, где в шесть часов вечера стартует акция «Свеча памяти». После нее раздадут еще тысячу порций «блокадного» хлеба.

– Идея акции – знание своей истории и одной из самых страшных ее страниц, блокады, – объяснил «Комсомолке» зампредседателя объединенного совета ветеранов «Дорога жизни», который также выступает организатором, Сергей Панин. – А как иначе? Просто говорить на словах? Или подержать в руках автомат, каску, кусочек хлеба?

БЕРУТ И ПЛАЧУТ

В филиале НИИ хлебопекарной промышленности уже пекут буханки к 27 января. Их не просто замешивают по той же рецептуре, но и готовят по тем же технологиям, что и в годы войны.

– Бывает, говорят про блокадный хлеб, а раздают современный, просто нарезанный на кусочки по 125 граммов, – отмечает Панин. – Но это же инсинуация, это неправда. А мы делаем исторически правильно. И технология здесь важнее рецептуры: в современных хлебопекарнях такой хлеб не взойдет и получится, как кирпич.

Любопытно, что выпекают «блокадный» хлеб именного там, где составляли, утверждали и рассылали его первоначальный рецепт. Причем в проекте заняты преемники тех специалистов, которые изобретали хлеб практически из ничего во времена Великой Отечественной.

На критику организаторы акции реагируют спокойно. А ведь свое «против» высказывают и некоторые блокадники: говорят, мол, вкус не тот. Это, по мнению Панина, объясняется просто: вкусовое восприятие изменилось, да и можно ли точно помнить вкус того, что ел более полувека назад?

– Извините за прямоту, но: кто-то ляпнул, а кто-то поддержал, – рассуждает Панин о критикующих. – Но таких единицы. Большинство говорит, надо учить на чем-то, а не просто на словах. Все берут. Все плачут.

ОТ АВТОРА:

Знаете, я против раздачи «блокадных» 125 граммов. Потому что это лишь подобие хлеба, который был тогда, хоть и по той же рецептуре. Потому что настоящий хлеб был не хлебом – явлением. Потому что современный «блокадный» кусочек хлеба – это лишь ощущение в руке и на языке, но не в сердце.

А в сердце блокада, как и вся Великая Отечественная, должна быть априори. Да, даже не сама война (ведь их развязывает не народ), а стойкость и самоотверженность, с которой ее приняли наши деды и прадеды, муки, которые им пришлось испытать. Это напоминание: «Давайте любить друг друга». Бутафорский «блокадный» хлеб едва ли заронит ее в черствое сердце. А сердце живое – оно любит и помнит всегда.

Но кто-то раздачу 125-грамовых кусочков поддерживает, и этому есть свои разумные аргументы. Похоже, история нас ничему не учит: мы ссоримся, тогда как должны бы, как минимум, уважать чужое мнение. Раздают этот хлеб, не раздают – какая, в общем-то, разница? Это лишь символ, в который каждый вкладывает свой смысл.

И если кому-то «передатчик» поможет помнить, если кто-то видит в нем знак уважения, если кто-то станет от этого чуточку добрее, то я обеими руками «за»: мою память кусочек теста не оскорбит. Оскорбить может лишь реализация, когда люди, нагруженные «благими целями», даже не удосуживаются разобраться, что такое эти 125 граммов хлеба и кому они причитались.