Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Экономика24 января 2017 22:00

Благотворительность по-русски: Олигархи охотнее жертвуют деньги музеям, чем больницам

Можно ли сравнить нынешних российских миллиардеров с их «коллегами» из прошлого
Авторы (2):
Дария ЛЕХНИЦКАЯ
Дария ЛЕХНИЦКАЯ
Музей Фаберже в Санкт-Петербурге был открыт для широкой публики в апреле 2014 года. Фото: Предоставлено Музеем Фаберже в Санкт-Петербурге

Музей Фаберже в Санкт-Петербурге был открыт для широкой публики в апреле 2014 года. Фото: Предоставлено Музеем Фаберже в Санкт-Петербурге

Дореволюционные наши «олигархи» о более бедных согражданах не забывали. Благодаря этому их имена и известны нынешнему поколению. Братья Третьяковы оставили после себя знаменитую галерею, семья Морозовых - Морозовскую больницу... Нынче же в основном мы слышим о том, что очередной наш олигарх купил футбольный клуб.

Миллиардеры стали более скромными или немодно теперь помогать ближнему? «КП» изучила вопрос и выделила несколько основных отраслей, куда жертвуют деньги российские толстосумы. На поверку они оказались не такими уж и прижимистыми.

1. Искусство и музеи

Довольно внушительные суммы на поддержку искусства выделяет Владимир Потанин. За 16 лет он отдал разным музеям около 260 млн. рублей. А конкретно Эрмитажу - 308 млн. Это учитывая гранты сотрудникам для научных исследований.

Хотя это мелочи по сравнению с тратами Виктора Вексельберга, который пару лет назад выкупил за 6 млрд. рублей коллекцию яиц Фаберже и организовал специально для них музей в Санкт-Петербурге.

Алишер Усманов тоже в тренде - поддерживает рублем Музей-усадьбу Лермонтова и Музей-заповедник «Петергоф».

Считается, что ты не олигарх, пока не прикупил парочку известных картин. А лучше иметь частную коллекцию какого-либо художника. Почетно потом и отдать ценности народу. Так, Усманов выложил примерно 5,7 млрд. рублей за коллекцию Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской и передал ее в дар государству.

Упор на искусство делает и Михаил Прохоров. Фондом его имени руководит сестра богача.

2. Наука

Считается, что будущее - за учеными. Они и рак вылечат, и телепортацию придумают. Только дайте денег!

Грантовый запас благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова постоянно пополняется олигархом до 2 млрд. рублей. Но распределяются средства неравномерно. Больше спорту, затем искусству и чуть-чуть - науке. Впрочем, однажды Усманов отдал дань и ученым. За 253 млн. рублей выкупил нобелевскую медаль Джеймса Уотсона (изучал раковые клетки. - Ред.), которую ученый был вынужден продать, и вернул награду владельцу.

Необычное направление выбрал для себя Олег Дерипаска. Его фонд «Вольное дело» активно развивает роботехнику. А это очень затратное направление в науке.

Владислав Тетюхин отдал все свое состояние на строительство медицинской клиники в Нижнем Тагиле.

Владислав Тетюхин отдал все свое состояние на строительство медицинской клиники в Нижнем Тагиле.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

3. Образование

Многие сетуют, что в России стипендии маленькие, а школьные победы поощряются разве что дипломами. Отнюдь. Практически у каждого богача есть собственный фонд, учреждающий специальные стипендии. Особенно преуспел в этом Владимир Потанин. За несколько лет он выделил 2 млрд. рублей на поддержку талантливых школьников и студентов. Еще 94 млн. рублей он отдал за победы в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. При этом поощряет и педагогов, вырастивших «умников и умниц».

Значительны и вложения г-на Усманова. Правда, поддерживает он в основном свою альма-матер - университет МГИМО.

4. Спорт

Тут каждый выбрал себе свой вид. Алишер Усманов, в связи с тем что его жена Ирина Винер тренирует сборную по художественной гимнастике, спонсирует эту деятельность. А также содержит Российский футбольный союз. В прошлом году подарил ему миллиард рублей. А своему любимому футбольному клубу - лондонскому «Арсеналу» - 432 млн. Помимо этого, он президент Международной федерации фехтования и председатель нашей, российской. Михаил Прохоров возглавил Союз биатлонистов. Геннадий Тимченко больше специализируется на хоккее и шахматах. Роман Абрамович выбрал футбол - подарил спортивному клубу «Авангард» арену стоимостью 850 млн. рублей. И все вместе они скидываются на поддержку олимпийских сборных.

5. Здоровье

В этой номинации отметились все вышеперечисленные персоны. И не только они. По-хорошему потряс поступок уральского промышленника Владислава Тетюхина. В течение одного года он входил в топ-200 самых богатых россиян. А в 80 лет продал свои акции и выручил 3,2 млрд. рублей. И все ушло на строительство клиники в Нижнем Тагиле. Еще один миллиард выделили из федерального бюджета. И нате вам - целая клиника!

Владислав Тетюхин подарил городу целую клинику!

Владислав Тетюхин подарил городу целую клинику!

Фото: Алексей БУЛАТОВ

6. Пенсионеры

Cредний возраст 200 самых богатых россиян - 50 лет. Они, конечно, тоже задумываются о старости, но пожилым помогают избирательно. Так, например, Усманов финансирует футбольную лигу ветеранов и инвалидов.

Другое дело - Геннадий Тимченко и Андрей Скоч. Приоритетное направление фонда Скоча «Поколение» - помощь пенсионерам и многодетным семьям. Ежегодный общероссийский конкурс для многодетных семей Андрей Скоч проводит совместно с «Комсомольской правдой». А еще он открыл офтальмологическую клинику, в которой чаще всего обслуживаются старики. Алишер Усманов, некогда переживший отслоение сетчатки глаза, открыл две профильные клиники в Москве и Мюнхене, потратив на это 3,5 млрд. рублей.

Фонд четы Тимченко тоже помогает старшему поколению и поддерживает активное долголетие.

БЫЛИ ВРЕМЕНА...

Дореволюционные меценаты*

Сравнить доходы и расходы богачей прошлых и сегодняшних сложно. Историки расходятся во мнении, сколько же стоил императорский рубль. Но мы можем увидеть, какую часть своего капитала российские толстосумы тратили на благотворительность.

*Траты в течение всей жизни.

*Траты в течение всей жизни.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Снижает градус недовольства

- Сегодня во всем мире растет разрыв между самыми богатыми и самыми бедными, - говорит Валерий Дикевич, преподаватель кафедры политических и общественных коммуникаций Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ИОН РАНХиГС). - Россия - один из мировых лидеров по уровню имущественного неравенства. И власть, и крупный бизнес вынуждены реагировать на эту ситуацию. Один из самых очевидных способов снижения градуса недовольства в обществе по отношению к сверхбогатым - благотворительность.

- То есть это лишь механизм, позволяющий вести бизнес? А хоть что-то искреннее в этом есть?

- Души прекрасные порывы в большей степени характерны для сферы личной благотворительности, особенно в тех случаях, когда она распространяется на тех, кто, на взгляд олигархов, направил их на путь истинный. Например, любимая учительница - повод для того, чтобы выделить деньги на закупку компьютеров для школ родного города; бедствующий вид спорта, которым занимался в детстве, - повод для его поддержки в масштабах страны или мира.

- Почему самые большие «кошельки» России зачастую ведут благотворительную деятельность от имени женщин - дочерей, жен, сестер?

- «Богатеньким Буратино» не просто приятнее общаться с родственниками женского пола - к «прекрасным Мальвинам» выше доверие. Причем со стороны как самих «Буратино», так и широкой общественности, которая склонна поддаваться женскому уму и обаянию. Подобные назначения позволили улучшить «публичный интерфейс» благотворителей и возглавляемых ими компаний.

РЕЙТИНГ

Сколько ежегодно отдают на благотворительность самые щедрые богачи страны*

*По версии Forbes.

*По версии Forbes.

ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА

Дают много - но тайно?

Константин СМИРНОВ.

Не знаю, как вы, а я, гуляя по исторической части Москвы, всегда обращаю внимание, кому принадлежало то или иное здание. Не всегда есть мемориальные таблички. Но известно, что, например, Институт имени Склифосовского разместился в здании, которое еще в конце XVIII века построил граф Шереметев - для странноприимного дома. Там размещали людей, не имевших ни профессии, ни места жительства.

Вообще в дореволюционной России благотворительность была обязанностью и власть имущих, и просто состоятельных людей. Законом это не было установлено. Но начиная с принятия христианства в 988 году милосердие к бедным и несчастным почиталось на Руси делом обязательным.

Богачи не по закону, а по совести должны были строить новые церкви и монастыри. Причем с условием - часть средств направлять, по современной терминологии, на обременения. Например, поддерживать монастыри.

Сейчас храмы вновь открываются, в том числе и как центры благотворительности.

Но все-таки. Где у нас, как в США например, учебные корпуса или больницы, построенные на деньги наших олигархов? Как известно, Билл Гейтс выделил на борьбу с раком до $48 млрд. Его жена - сходную сумму.

В целом же за океаном принято после уплаты налогов делиться с бедными. Правда, в том числе и потому, что это выгодно. Если сейчас налог на прибыль корпораций в США доходит до 35%, то после уплаты спонсорской помощи - уменьшается.

В России закона о благотворительности нет, и никто тебе налог на прибыль не снизит. Но массу благотворителей это не останавливает.

Те, кто бывал в США, возможно, заметили, что многие университетские корпуса названы в честь кого-то. Как правило, так отметили дарителей. Это, между прочим, миллионы долларов.

А у нас? Дарители не хотят светиться. Спонсорскую помощь монастырям и церквям они по разным причинам скрывают. Поэтому оценить ее в рублях сложно. Впрочем, есть экспертные оценки, что речь идет о 23,5 млрд. рублей в год. Это немного. Такая оценка ставит Россию на 123-е место в соответствующем мировом рейтинге.

Первое же место по размерам благотворительности, кто бы сомневался, занимают США.

Но почему наши богачи стараются не афишировать благие дела? Большие деньги любят большое молчание. Если кто-то вкладывает деньги в спорт, это сейчас не совсем благотворительность - он за это получает политические бонусы.

А вот когда деньги идут, например, в детские дома, это уже другое дело. Благотворительность налицо. Но не все миллионеры готовы признаться в своих нынешних тратах. Чтобы не вызвать новую волну ненависти: ну конечно, сначала наворовал, а теперь раздает подачки...