2017-01-25T15:33:58+03:00

Штурман крейсера «Москва»: Если откажут приборы, выведу корабль по звездам

"Комсомолка" разузнала, что главное в море
Поделиться:
Комментарии: comments41
Фото: из личного архива Александра БогомоловаФото: из личного архива Александра Богомолова
Изменить размер текста:

25 января в России отмечают профессиональный праздник военнослужащие, чья деятельность связана с прокладкой курсов судов и авиации ВМФ. «Комсомолка» встретилась накануне праздника с командиром штурманской боевой части флагмана Черноморского флота ордена Нахимова гвардейского ракетного крейсера «Москва» капитан-лейтенантом Александром Богомоловым.

На флоте без смекалки никак

- Чтобы стать хорошим штурманом, надо отучиться пять лет, - утверждает 30-летний штурман крейсера «Москва». - У меня отец - военный, служил в береговых войсках на флоте, поэтому для меня другого пути и не было. Я хотел тоже на флот, но на корабль. Поступил в училище в Санкт-Петербурге на штурманский факультет.

Александр - главный по морским приборам. Приборы на корабле, как правило, используют электронавигационные и радионавигационные. Попади гражданский в штурманскую рубку, от обилия кнопочек и всевозможных механизмов голова закружится. А для штурмана - обычное дело, ничего сложного.

- А если все приборы вдруг откажут, сможете вывести корабль по старинке - по звездам? - интересуемся у штурмана.

- Конечно! Этому учат еще в училище. И не только по звездам, но и по солнцу, - смеется Александр. - Современные навигационные системы, конечно, позволяют точно определить место корабля - путем одного взгляда на монитор компьютера. Но в нашей профессии нужна и творческая составляющая. Особенно когда все делаешь дедовскими способами.

Фото: из личного архива Александра Богомолова

Фото: из личного архива Александра Богомолова

Без смекалки в море никак. Он рассуждает: вот как без творчества, когда определяешь, например, месторасположение корабля по рельефу дна, по тем же самым звездам, солнцу, по радиосигналам, по маякам, когда результат зависит не только от техники, но, прежде всего, от умений человека. И если информации недостаточно или сомневаешься в ней, необходимо комбинировать различные способы. Автопрокладчику можно доверять, но надо обязательно перепроверять другими методами.

Это раньше, еще при становлении российского флота, Петр I даже в Уставе специально указывал: «Штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают» или «Штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом, всю баталию расстраивают».

Сейчас же штурман военного корабля, напротив, является одним из ответственных, аккуратных и продвинутых в экипаже.

Когда в море штормы

Где только не бывал экипаж крейсера во время службы. Ходили по Средиземному морю, Индийскому, Атлантическому, Тихому океану.

Доходили до Владивостока, посещали Филиппины, Малайзию, Шри-Ланку, Оман, Индию, Сингапур, Венесуэлу, Кубу, Никарагуа, Францию, Италию, Грецию, Кипр, Мальту, Сирию.

- Самый интересный поход был в Тихий океан в 2014 году, - вспоминает Александр. - Мы выходили для участия в мероприятиях «Русской недели» на греческих Ионических островах. Погода прекрасная, накупили подарков родным. А тут приказ - выход в Тихий океан к островам Бисмарка.

Крейсер Черноморского флота "Москва". Фото: Дмитрий МЕТЁЛКИН

Крейсер Черноморского флота "Москва".Фото: Дмитрий МЕТЁЛКИН

Военные, конечно, всегда морально готовы к таким поворотам судьбы, но экстрим заключался в том, по словам Александра, что подготовка к выполнению этой задачи происходила прямо в море.

- Если раньше к таким походам готовились долго, то здесь быстро изучали маршрут, театр действий, получали карты, проводили навигационную прокладку, разрабатывали заходы в порты. Все это делали уже на пути к Суэцкому каналу, - говорит он. - Такой опыт для штурмана, конечно, бесценен, и если вновь возникнет подобная ситуация, то это уже будет, как у нас говорят, «отработанный элемент подготовки».

В Индийском океане встретили по пути тайфун.

- Мы справились и со стихией, и со всеми поставленными задачами!

Тортик от кока

Просим Александра перечислить корабельный распорядок дня.

- Начинается день с построения на подъем флага, потом идут учения, начиная от борьбы за живучесть и заканчивая защитой от оружия массового поражения. В таких учениях участвуют все, даже кок! - делится штурман.

Свободного времени, по его словам, на корабле мало. Если выдается - читают книги, в основном специализированные издания и документы, но и о художественной литературе моряки не забывают. По воскресеньям для личного состава устраиваются просмотры фильмов, концерты, обязательно спортивные мероприятия.

- Как штурманы отмечают свой праздник?

- Конкурсом по штурманской подготовке среди офицеров, - совсем не шутит Александр. - Решаем задачи по маневрированию, астрономии, по ведению навигационной прокладки, определению места корабля и так далее. Ну, и, конечно же, какой праздник без торта, который готовит корабельный кок. Его и получает победитель.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также