2017-02-13T18:47:15+03:00

Главный хранитель музея Исаакиевского собора: "Наш переезд невозможен"

Мансур Доминов рассказал, почему музею нужно как минимум пять лет чтобы съехать, и какие экспонаты они собираются забрать с собой
Поделиться:
Комментарии: comments32
Главный хранитель музея переживает прежде всего за сохранность экспонатов, за которые ответствененГлавный хранитель музея переживает прежде всего за сохранность экспонатов, за которые ответствененФото: Олег КУЗЕНКОВ
Изменить размер текста:

«ПЕРЕНЕСТИ ЭКСПОНАТЫ НА БОЛЬШУЮ МОРСКУЮ - ВСЕ РАВНО ЧТО ВЫКИНУТЬ»

10 января Георгий Полтавченко подписал указ о передачи Исаакиевского собора в пользование РПЦ на безвозмездное пользование в течение 49 лет. На днях ректоры петербургских вузов подлили масла в огонь, подписав коллективное письмо, о том, что неплохо бы музейному комплексу управиться до Пасхи, и полностью «съехать» до 16 апреля.

- Наш переезд сейчас невозможен, так как просто некуда переезжать. В данный момент в Петербурге нет специально предназначенных помещений, чтобы хранить все наши фондовые и музейные экспонаты, - пожимает плечами главный хранитель музея Мансур Доминов, - Те помещения, которые нам предоставлены на Большой Морской, требуют серьезных ремонтно-восстановительных работ, в том числе, по перепланировки. Сейчас там даже нет охраны толковой. Перенести экспонаты туда - все равно, что на улицу выкинуть.

А ведь перевезти придется немало – 26459 экспонатов. Все они очень разные - от тоненьких чертежей 19 века, до огромных икон, высотой в несколько метров. Для того, чтобы это все уместить, музею необходимо как минимум 700 квадратных метров.

«У НАС ТУТ ЦЕЛЫЙ ГОСПИТАЛЬ БОЛЬНЫХ»

Несмотря на то, что пользователем собора становится РПЦ, именно музейный комплекс несет ответственность за сохранность десятков тысяч экспонатов.

-Вот представьте, что у вас есть целый госпиталь больных, - метафорически объясняет ситуацию с музеем главный хранитель, - а тут приходит дядя и требует все ваши помещения. И это ваши проблемы, куда деть больных, которые лежачие, сидячие, на системах жизнеобеспечении.

А ведь экспонатам музея действительно нужен постоянный уход, как за больными – влажность не больше 60 процентов, температура не выше 17 градусов. Когда французский архитектор Огюст Монферран проектировал собор, он не учел, что климат России немного отличается от средиземноморского. В итоге музею пришлось потратиться и на заработанные за счет туристов деньги, приобрести дорогостоящую систему контроля за климатом. Сейчас в соборе все предусмотрено – и тридцатиградусные морозы и тридцатиградусная жара. Несмотря на то, что творится за окном, в Исаакиевском всегда не больше 20 градусов тепла.

Какие=то экспонаты, вроде моделей соборов, перевезти будет несложно Фото: Олег КУЗЕНКОВ

Какие=то экспонаты, вроде моделей соборов, перевезти будет несложноФото: Олег КУЗЕНКОВ

Ректор Академии Штиглица Василий Кичеджи, подписавший ректорское письмо отметил, что музей все свои экспонаты может оставить прямо в храме, в помещениях, которые для этого и предназначены. Но Мансур Доминов здесь однозначен:

- Мы можем оставить фондовое хранилище здесь, но как к этому отнесется РПЦ – неизвестно. Оно им не нужно. Сейчас в Сампсониевском соборе в фонде хранятся наши экспонаты, но РПЦ не предоставили их хранителю место ему для работы. Получается, что у него рабочее место здесь, в Исаакиевском, но он постоянно ездит в собор.

Но что -то музей не заберет с собой ни в коем случае. По иронии судьбы, именно чтобы не задеть чувства верующих, руководством музея было решено оставить в соборе все иконы.

- Иконы остаются на месте. Мы их рассматриваем как часть памятника, хотя физически можем и их снять, - говорит главный хранитель, обводя взглядом пока еще свои владения, - Заменить фантиками намоленные иконы – это ударить по чувствам верующих напрямую. Эти иконы были предназначены для храма и составляют с ним одно единое целое. Это все равно, что распотрошить человека и развести по разным углам.

НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ДЛЯ ВЫВОЗА ЭКСПОНАТЫ:

Модель портиков для поднятия колонн 1/16

Дерево, 1826 год

Статус: подлежит переезду

Модель портиков стоит на одном месте с 1930-х годов Фото: Олег КУЗЕНКОВ

Модель портиков стоит на одном месте с 1930-х годовФото: Олег КУЗЕНКОВ

Эта модель лесов старше самого Исаакиевского собора на три десятка лет. Ее создали, чтобы показать, как будут работать настоящие портики, высотой в несколько десятков метров. С помощью них 20 человек в ручную за 45 минут устанавливали 114-тонные колонны.

Церкви этот экспонат в храме совсем не нужен, его придется вывезти. Но громоздкая конструкция на самом деле очень хрупкая и если ее побеспокоить, то начнется деформация, а после перевозки понадобится реставрация. Не зря же портики стоят на одном месте вот уже 80 лет.

Оригинальные иконы Т.А. Неффа

Холст, масло, 1847 год

Статус: подлежит переезду

Пятиметровые иконы тоже придется перевозить Фото: Олег КУЗЕНКОВ

Пятиметровые иконы тоже придется перевозитьФото: Олег КУЗЕНКОВ

Только отреставрированные пару месяцев назад две пятиметровые иконы: «Святой Петр» и «Святой Исаакий» сейчас стоят на специальных паркетированных щитах. Раньше они располагались в первом ярусе иконостаса, теперь же там – мозаичные копии работ.

Из-за масштабов иконы будет сложно перевести. Но еще тяжелее, будет найти для двух гигантов место, чтобы они гармонично смотрелись. Это здесь, в огромном Исаакиевском соборе они смотрятся гармонично, в новом музее для них места уже не хватит. Так что, скорее всего, их скрутят в рулоны.

Мозаичные копии Х.Дузи «Тайная вечеря».

Смальта, 1902-1904

Статус: не известен

"Тайная вечеря" , возможно. останется в соборе и при РПЦ Фото: Олег КУЗЕНКОВ

"Тайная вечеря" , возможно. останется в соборе и при РПЦФото: Олег КУЗЕНКОВ

Живописные иконы Дузи в Исаакиевском соборе хранятся в фондовом хранилище, а вот их мозаичные копии - на всеобщем обозрении. И хотя эти иконы были изначально предназначены для Исакиевского собора, музею удалось их вернуть к себе из Академии художеств совсем недавно. Теперь две "Тайные вечери" Дузи видят сотни человек каждый день, но скоро им, возможно, тоже предстоит переезд.

Бюст Огюста Монферрана

Мрамор, гранит, порфир,сланец, кварцит, 1850-е года

Статус: подлежит переезду

Бюст Монсеррана весит несколько сот килограмм Фото: Олег КУЗЕНКОВ

Бюст Монсеррана весит несколько сот килограммФото: Олег КУЗЕНКОВ

Бюст французского архитектора хоть никогда и не ставили на весы – весит он, сделанный полностью из дорогостоящего камня, несколько центнеров.

- В действующем храме ему нет места. Здесь не римский. А то бабулька может и перекреститься на него. – шутит Мансур Доминов.

Смотрите фотогалерею: В Исаакиевском соборе готовятся к переезду

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

У Исаакиевского собора в один день прошел крестный ход и митинг против передачи его РПЦ

12 февраля в 10:30 после традиционной литургии, у Исаакиевского собора прошел крестный ход. Во главе процессии шёл в золотой рясе депутат Госдумы Виталий Милонов, специально приехавший на это событие из Москвы. А через пару часов в сквере собрались протестующие против передачи собора в пользование РПЦ [видео] (подробности)

 
Читайте также