Боль учит ценить жизнь . Фото: организаторы
Посреди зала – ванна Обычная, чугунная. До краев наполнена – нет, не водой: битым стеклом. Целых 600 кг.
Из груды осколков торчит рука. Мужская. А внутри этой адской ванны кто-то барахтается, пытаясь выбраться. Это мастер перфомансов, родом из Швейцарии, Ян Маруссич. Он уже прославился на всю Европу своими жутковатыми шоу. И вот впервые приехал в Петербург, на открытие нового площадки «Сдвиг».
Фото: организаторы
СТЕКЛО И КРОВЬ НАСТОЯЩИЕ
Любителей пощекотать себе нервы в последний день февраля собралось немало. Да и слух о необычном зрелище прошел по городу. Для гостей подготовили фуршет, видеофильм и спокойную музыку.
Пока Ян Маруссич окунался в ванну, зрители окунулись в уютную, дружескую атмосферу.
Но то, что началось потом, заставило посетителей полностью изменить взгляд на мир. Шумные разговоры и смех сменила тишина. И тот максимум, на который могли отважиться зрители - тихое перешептывание друг с другом.
Фото: организаторы
Из ванны виднелась лишь рука швейцарского перформера. Он был с ног до головы покрыт битым стеклом. Играя на чувствах зрителя, Ян с силой сжимал несколько осколков и бросал их на пол. Рука замирала и вновь тяжело падала на сверкающую гору. Звукам рассыпающегося стекла вторила живая музыка Жонатана Делашо, погружающая посетителей в транс.
Перформер брал горсть осколков одну за одной, пытаясь откопать всего себя. Постепенно на белой эмали ванны и обнаженном теле Яна Маруссича стали появляется капли крови.
Фото: организаторы
Корреспондент «Комсомолки» проверил6н стекло – настоящее. Значит, и кровь – тоже. Некоторые зрители решили помочь, раскапывая груду осколков. Взаимодействие с посетителями перформансов - одна из отличительных черт творчества Яна Маруссича.
- Стекло и человек, который в нем купается, - это метафора нашей жизни, - рассказывает создатель «Сдвига» Александр Кондратенко. - Это те стекла, с которыми мы встречаемся на своем пути, и то, как мы сквозь них пробираемся. Перформанс наталкивает зрителя на размышления о том, больно ли нам в жизни проходить через все эти препятствия.
НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ
Но философствовать было трудно. Такое зрелище на любителя. Созерцание абсолютно обнаженного тела не каждому по нраву. А под звуки нагнетающей музыки и при виде следов крови - тем более.
Фото: организаторы
Однако все посетители были явно под впечатлением. Одни смотрели, стиснув зубы и закрывая руками глаза. Другие оказались прожженными скептиками. Они поставили под сомнение опасность перформанса из-за большой толщины стекла. От таких нередко можно услышать: «Чем больше гвоздей, тем легче лежать. Ты попробуй на один ляг, тогда и посмотрим».
Фото: организаторы
А перформер сосредоточил свой взгляд лишь на одной точке. Пытался сосредоточить. Его внимание сбивали люди, которые пытались фотографировать, хотя фото и видеосъемка были запрещены. И вот в одного такого фотографа из ванны трижды прилетели осколки стекла. Случайно это или нет, мы узнали уже после представления:
- Иногда крови совсем нет, - поделился с нами Ян Маруссич, - а сегодня была. Дело все в том, что фотографы помешали мне. Люди пытались испытать какие-то эмоции, настроиться на какие-то ощущения, а те просто выполняли работу. Они зеркало, которое стало препятствием между мной и зрителем в нашем мире.
Фото: организаторы
НЕ ДАЙТЕ БОЛИ ПОБЕДИТЬ ВАС
- Суть таких представлений сводится не к тому, что испытывает перформер, - говорит Александр Кондратенко. - Суть в том, что ощущает смотрящий. Не факт, что Яну больно. Вопрос в том, испытываешь ли ты дискомфорт, глядя на него. Если да, то почему? Люди начинают размышлять о том, как это отразится не только на перформере, но и на них самих. Несколько часов наблюдения за человеком в миллиметре от опасности заставляет задуматься о многом.
Фото: организаторы
Конечно, не обходилось без травм и порезов. На выступлении в Италии Ян работал с тонким стеклом. Из-за маленькой толщины оно стало более режущим. Тогда все тело перформера было в порезах. Сейчас Ян очень тщательно относятся к выбору материала. Это стекло определенной толщины - от 3 до 5 мм.
Это не единственный перфоманс Яна Маруссича.
Фото: организаторы
В другом представлении, которое он показывает в Европе, Яна прижимают рамой к стене выставочного пространства. Сбоку этой рамы находится механизм. Он позволяет людям, проходящим мимо, подкручивать рычаги. Они могут либо ослабить давление, либо увеличить его и прижать Яна к стене еще больше.
Смысл еще одного перформанса заключается в том, что на расстеленной бумажной поверхности, длиной в двадцать метров, лежит Ян. Он привязан к тросу, который соединен с механизмом на другом конце этой поверхности. Люди могут подтянуть Яна ближе к этому механизму, причиняя ему дискомфорт или боль.
- Боль - это информация, - говорит Ян Маруссич. - Я научился очень многому благодаря ей. Не воспринимайте ее как нечто плохое. Не дайте боли власти над собой, не дайте ей победить вас, и она станет хорошим учителем.