Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+1°
Boom metrics

Инсульт, травма, перелом: как восстановить здоровье?

Денис Поляков: «Реабилитация – процесс индивидуальный. Один мечтает вернуться в спорт, другой – снова научиться кашлять»
Грамотная реабилитация облегчает жизнь не только пациентам, но и их родственникам

Грамотная реабилитация облегчает жизнь не только пациентам, но и их родственникам

Если и есть что-то, чего большинство из нас боится сильнее смерти – это, пожалуй, тяжелые болезни. Точнее даже, чувство беспомощности и зависимости, связанное с ними. Утратить возможность ходить, обслуживать себя, работать – об этом даже думать тяжело. Не легче приходится и тем, кто вынужден наблюдать за страданиями родственников, попавших в подобную ситуацию. А ведь в реальной жизни приходится не только наблюдать, но и полностью посвятить свою жизнь близким, которые, к примеру, утратили подвижность после инсульта или серьезной травмы.

Можно ли в подобных ситуациях надеяться на чудеса и возвращение здоровье, каких ошибок нужно избегать родственникам пациентов, и чем опасно отсутствие своевременной реабилитации? За ответами отправились к профессионалам – главному врачу компании «Балтийские Реабилитационные Технологии» Денису Владимировичу Полякову.

Подопечных у этой службы амбулаторной реабилитации хватает. С переломами и травмами практически каждый человек в течение своей жизни сталкивается неоднократно. А инсульт сегодня и вовсе называют болезнью века – это одна из ведущих причин инвалидности и смертности в развитых странах.

- Более того, в последние годы инсульт «молодеет», появляется и все больше молодых людей с травмами позвоночника. Хотя, конечно, основной контингент, нуждающийся в реабилитации – это взрослые люди от 50 лет и старше, - рассказывает Денис Поляков. – Мы помогаем и тем, и другим. Людям, перенесшим тяжелые травмы, инсульты, заболевания опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Наша задача - помочь восстановить утраченные функции и адаптироваться к новой жизни. Наша служба выездная, есть врачи – реабилитолог, невролог, ортопед, логопед, нейропсихолог, есть инструкторы. Приглашаем и узких специалистов для консультации – терапевта, кардиолога, уролога. Мы работаем на дому и в основном с лежачими пациентами.

Денис Поляков: «Наша задача - помочь адаптироваться к новой жизни».

Денис Поляков: «Наша задача - помочь адаптироваться к новой жизни».

- Кто нуждается в реабилитации?

- Каждый пациент после тяжелого заболевания или травмы, абсолютно каждый. Важно не то, что является показанием к реабилитации, а то, что мешает ее начать. Если какие-то помехи есть, их необходимо устранить и сразу же начинать восстановительные мероприятия.

- Когда этим нужно заниматься? Надо ли ждать, пока пациенту станет легче?

- Важно приступить к реабилитации как можно раньше. В восстановительной медицине есть такое понятие – «золотое окно реабилитации». Для инсульта он составляет, например, полгода. Это тот период, когда дорога каждая секунда, когда восстановительное лечение будет наиболее эффективным. Если его пропустить, то максимальное восстановление функций поврежденной конечности или организма уже невозможно или связано с большими трудностями. Поэтому для полноценного и быстрого восстановления после травмы и операции, необходимо проводить комплексную реабилитацию как можно раньше.

- А если рука или нога в гипсе? Если человек обездвижен и дышит через трубку?

- Для инсульта, например, официальный срок начала реабилитационных мероприятий - 24 часа. Это не значит, что больной через сутки после приступа должен уже стоять на тренажере и активно работать. Это значит, что первичная активизация, пассивная гимнастика, попытки выполнения активных движений, профилактика застоя, обучение повороту в постели – все это должно начинаться с первых суток. Практически тоже самое можно сказать про травмы, ортопедию. Наложили гипс – и практически сразу начинаем работать. Для начала человек учится обслуживать себя с одной рукой или ходить на костылях, после, когда гипс снимут, появятся другие задачи - максимально, разработать суставы, вернуть силу и объем мышц. Просто на каждом этапе свои цели.

- Какие методы восстановительного лечения существуют? Наверняка появилось что-то современное – тренажеры, аппараты?

- Методик сегодня много – кинезиологическое тейпирование, Бобат-терапия, PNF, Neurac, авторские методики кинезотерапии, но гораздо важнее – грамотно составленный план реабилитации для конкретного пациента. Мы с каждым больным работаем индивидуально – осматриваем, принимаем решение, какие мероприятия будем с ним проводить и каким путем будем идти к нашей конечной цели. Прописывается детальный план физической реабилитации с инструктором. Если необходимо – в него включаются занятия с логопедом и нейропсихологом. Есть поддерживающие программы для лежачих пациентов. Мы не ставим перед собой сверхзадач, а работаем поэтапно: на каждом этапе своя цель.

- Кстати, говорят, ваши инструкторы – те, что помогают людям восстановиться физически – чуть ли не лучшие в городе. Где готовят таких специалистов? Это ведь, все-таки, не в тренажерном зале здоровыми людьми руководить…

- Это действительно так. Дело в том, что наши специалисты-инструкторы имеют унифицированную подготовку, у них у всех высшее образование по физкультуре, они прошли дополнительное обучение на базе нашего Учебного центра и достаточно длительную стажировку перед тем, как попасть к пациенту. Все это дает им подготовку, которая позволяет эффективно работать с самыми разными пациентами. Как бы ни совершенствовались технологии, тренажеры, ни один аппарат не может заменить человеческие руки, глаза, органы чувств.

Команда «Балтийских реабилитационных технологий»

Команда «Балтийских реабилитационных технологий»

- Получается, в вашем деле важен человеческий фактор?

- Да, ведь реабилитация – это не физкультура, это не только тренировка мышц. Это еще и педагогика, особенно, если речь идет о нейробольных. Часто бывает, что после травмы мозга человек не может делать простых вещей, путается в своем теле, элементарные действия, которые он делала на автомате, становятся сложными и недоступными. Но стоит ему показать, объяснить, и пациент вспоминает. В этом отношении ни один аппарат не научит человека сидеть, ходить. Ходьба вообще сложный процесс, под руководством только компьютера человек ее не осилит. Поэтому пока ничего лучше инструктора не придумали.

- Если пациент и его родственники вовремя начали реабилитацию, выполняли все предписания, больной работал с хорошим инструктором – есть шансы вернуться к полноценной жизни? Той, что была до болезни, операции или травмы?

- Помощь в каждом случае бывает разной. Одному человеку можно помочь, научив ходить по пересеченной местности без сопровождения больше полутора километров. Это критерий готовности к самостоятельной жизни и полноценному обслуживанию себя в быту. А для кого-то максимум что можно сделать - уменьшить контрактуру тазобедренных суставов, что поможет проводить ему личную гигиену, а это значительно облегчит уход за ним. Для кого-то идеальный вариант – восстановиться так, чтобы играть в волейбол, а для кого-то – заново научиться кашлять и глотать. Каждый случай индивидуален. Но надежда улучшить качество жизни всегда есть и добиться этого – главная задача реабилитолога. Если полностью восстановить функции невозможно, врач должен максимально их компенсировать.

На каждом этапе своя задача: сначала встать, потом пойти

На каждом этапе своя задача: сначала встать, потом пойти

- Какие ошибки допускают пациенты и их родственники?

- Поздно начинают восстановительное лечение. Бывают случаи, когда к нам попадают пациенты спустя несколько лет после выписки из больницы. А бывает, еще будучи в больнице, люди договариваются с инструктором и занимаются с ним в частном порядке… Но при этом забывают, что в реабилитации важна не только «физкультурная», но и медицинская составляющая. Ведь инструктор не врач. Именно врач должен увидеть возможности и противопоказания для конкретного пациента и проложить маршрут между ними. А инструктор - оперативно применить свои знания для реализации поставленных задач. Оставлять больного без внимания врача ни в коем случае нельзя.

- Что бы вы посоветовали родственникам так называемых «безнадежных» пациентов?

- Возможность помочь есть всегда, вопрос, насколько это нужно как самому пациенту, так и его родным. Всегда можно сделать так, что больной будет требовать меньшего ухода, а от этого будет легче и ему, и его родственникам. И еще очень важный момент: чем дольше человек лежит в четырех стенах, тем хуже со временем будет его состояние. Могут развиться осложнения обездвиженности, которые требуют гораздо больших финансовых вложений и медицинских вмешательств. И страдает от этого больной больше.

НА ЗАМЕТКУ

Практические советы пациентам и их родным

1. Не затягивать.

Помочь человеку, который долго лежал, гораздо сложнее. Чем раньше начинать восстановительные мероприятия, тем лучше будет полученный результат. Можно и позже добиться какого-то эффекта, но это потребует в разы больше сил и времени. Вместо того, чтобы обучать, человека придется переобучать, а переучивать всегда сложнее.

2. Лечиться «в одних руках».

Лечиться нужно в одних руках. Найти хорошего врача и лечиться именно у него, а не бегать по консультациям. Бывает, что больного посмотрели все, вплоть до академика, а эффекта нет, - потому что никто не видел больного дважды, не отследил динамику. Назначения сделаны, а контроля эффективности лечения нет.

3. Помнить, что «само не пройдет»

Чтобы получить результат, нужно приложить усилия – и родственникам, и инструкторам, и самому больному. Восстановление – работа для всех и у каждого своя зона ответственности. Если цели разные, положительного результата не будет.

КОНКРЕТНО

Куда обратиться за помощью?

Служба амбулаторной реабилитации для тяжелых больных «Балтийские реабилитационные технологии»: Санкт-Петербург, Корабельная улица, 6.

Телефон: (812) 425-67-96.

Сайт: www.balt-reatech.ru

-

-

*Реклама