Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-3°
Boom metrics
Туризм22 июня 2017 8:20

Наше серебряное кольцо: путешествуем в родные места Владимира Набокова

Знаменитый писатель до 1917 года каждое лето проводил на берегах реки Оредеж
В Рождествено

В Рождествено

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

Век назад в литературных кругах появилось новое имя. Молодой автор за свои деньги выпустил сборник стихов. Потом он сознался, что «книжечка была исключительно плохая и никогда бы не следовало ее издавать». Но тогда творения казались автору гениальными. Его, конечно, задело, когда Зинаида Гиппиус, признанный авторитет и покровитель молодых талантов, сказала его отцу, известному политику: «Пожалуйста, передайте вашему сыну, что он никогда писателем не будет». Пророчество не сбылось. Мальчишка вырос и стал одним из самых популярных писателей ХХ века. Его имя - Владимир Набоков.

ГАРМОНИЯ ДЕТСТВА

А, собственно, кем мог стать Владимир Набоков - сын видного политика, одного из основателей и лидеров партии кадетов, крупнейшей в дореволюционной России, и дочери миллионера-золотопромышленника? Его родители встретились на велосипедной прогулке на дорожках у реки Оредеж. В месте, где река пересекает Варшавское шоссе, располагались три усадьбы: Выра, Рождествено и Батово. Первые две принадлежали семье матери, третья - семье отца. Тут, в треугольнике богатых домов, и рос Владимир Набоков в «гармонии совершеннейшего, счастливейшего детства».

ОХОТА НА БАБОЧЕК

Счастливейшая пора наступала летом, когда семья отправлялась в Выру. Набоков вспоминал, что, просыпаясь, он первым делом смотрел в щель ставень за окном. Если небо серело, можно было еще понежиться в постели, ну а если сияло солнце, он вскакивал навстречу приключениям.

На чердаке дома в Выре он обнаружил книги немецко-голландской художницы Марии Сибиллы Мериан, мастерски рисовавшей насекомых и бабочек. Ее гравюры очаровали его. Увлечение энтомологией стало страстью Набокова на всю жизнь, он открыл многие виды бабочек, в его честь и именами героев его романов названо свыше тридцати видов. А в те далекие дореволюционные лета он «сворачивал с рыхлой дороги в парк, чтобы добраться через него до полей и леса». Его охота приносила успех и пополняла коллекцию. Но пресытившись богатством разноцветных крылышек, писатель отмечал: «Все это были обыкновенные насекомые».

Но в любую минуту могло произойти чудо. Однажды на веточке у калитки парка он заметил драгоценную тэклу - бабочку с прозрачными крыльями. Иметь такую - мечта любого коллекционера. В собрании юноши была одна, купленная задорого. А тут у дома тэкла будто ждала его «с хитреньким выражением крыльев». Нужно было только, затаив дыхание, остановив стук беспокойного сердца, не спугнув, приблизиться и… Бабочка улетела. Эту неудачу Набоков будет вспоминать всегда, хотя судьба преподнесла ему немало разочарований.

Мост через Оредеж в Батово

Мост через Оредеж в Батово

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

НАБОКОВСКИЕ АЛЛЕИ

Берега Оредежа созданы для романтических прогулок. Последняя война не пощадила дом в Выре. Это место мы знаем благодаря другой достопримечательности - музею «Домик станционного смотрителя», посвященному героям пушкинских произведений. Сохранился парк имения в Батово. Но тут тоже монумент не писателю ХХ века, а Рылееву - до Набоковых дом принадлежал поэту-декабристу. А вот Рождествено сегодня безоговорочно связано с именем Владимира Набокова. Старинные аллеи от дома на холме над Оредежем ведут в лес, а дальше - к пещерам… Эти места юный Набоков знал как свои пять пальцев.

Хотя тоже парадокс: тут, по сути, он никогда и не жил. Дом принадлежал его дяде по материнской линии, который, впрочем, служил в Российском посольстве в Риме и на родине появлялся редко. А племянник с удовольствием использовал дом в своих интересах.

Действительно, были бы воспоминания детства у Набокова так ярки, если бы краски лета ассоциировались в памяти только с лесными дорожками и бабочками? Свою юношескую любовь Набоков назвал Тамарой, сразу признавшись, что это псевдоним. Но увидев однажды девушку-дачницу на дорожках в Выре, с тех пор он ежедневно караулил ее, чтобы промчаться на велосипеде мимо барышни, «с деятельно устремленным видом шедшей по обочине». И только в конце лета юноша решился с ней заговорить.

Роман развернулся на следующее лето. Тут пригодился и дядюшкин дом в Рождествено. Влюбленные чувствовали себя в пустующей усадьбе, как на необитаемом острове. Они забирались целоваться на «балкон» - так Набоков называет бельведер. И однажды стало известно, что за ними тайно подсматривает, вооружившись телескопом, гувернер. Мать Набокова, узнав об этом, пришла в ярость и… едва не выгнала гувернера за «недостойный поступок, который не может быть терпим в уважающем себя обществе».

Искусствоведы «раскрыли» тайну Тамары. Они убеждены, что за этим царским именем скрывалась ровесница Набокова - Валя Шульгина. И именно она, мол, стала прообразом героини самого знаменитого и скандального романа писателя «Лолита».

Набоковские аллеи

Набоковские аллеи

Фото: Анатолий АГРАФЕНИН

1917 ГОД

Дядюшка Набокова умер за год до революции, и юный Владимир стал наследником огромного состояния, в которое вошли и дом в Рождествено, и Ленские золотые прииски.

Будущему писателю было семнадцать лет. Любовь и поэзия занимали весь его досуг. «О материальном строе жизни я не помышлял - да и на фоне общего благополучия семьи никакое наследство не могло особенно выделяться», - признался он позже в своих воспоминаниях. Собственно, «большевицкий переворот это вещественное владение уничтожил в одну ночь». Семья едва успела выбраться из Петрограда, а потом уехать за границу. Отец погиб от рук эмигрантов-монархистов. А наследник Ленских золотых приисков, молодой Владимир Набоков, зарабатывал на скудную жизнь переводами. Его материальное положение было настолько бедственным, что, когда он решил жениться, семья невесты разорвала помолвку с юношей без будущего.

Прошли годы, прежде чем Набоков стал известен. Но состояние ему принесли романы, написанные на английском. После Второй мировой войны единственный роман на русском языке он написал о своем детстве и юности - «Другие берега». Тут и Рождествено с его старыми парком и аллеями, и берега Оредежа с лесными зарослями и бабочками, и пещеры с укромными местами для влюбленных. Все, что мы можем увидеть и сегодня, отправляясь на загородную прогулку в выходные.

А стихи из своей первой книги, выпущенной век назад, Набоков никогда больше не публиковал. Но их можно найти в интернете - 68 стихотворений, которые так не понравились Зинаиде Гиппиус. Но, к счастью, она ошиблась в своих оценках. Хотя, как знать, стал бы Набоков великим писателем, если бы не злоключения в переломном 1917 году?