Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Досуг29 июня 2017 12:16

"Русский Гамлет" и "Анна Каренина" отметят в Александринке 40-летие Театра балета Эйфмана

Всего на сцене Александринского театра представят шесть постановок
Елена МОЛОДКИНА
"Русский Гамлет" Фото: Евгений Матвеев

"Русский Гамлет" Фото: Евгений Матвеев

Санкт-Петербургский академический театр балета имени Бориса Эйфмана в этом году празднует 40-летний юбилей. Конечно же, на сцене. Лучшее "угощение" от артистов для всех гостей - это их знаменитые постановки.

- Частью празднования 40-летия коллектива станут выступления в июле на сцене Александринского театра. Серию спектаклей откроет показ новой хореографической версии балета "Русский Гамлет". Также в афише летнего блока - уже снискавшие всеобщее признание балеты "Евгений Онегин", "Анна Каренина", "По ту сторону греха", "Роден, ее вечный идол", "Up & Down", - рассказывают в театре.

"Русский Гамлет". Фото: Евгений Матвеев

"Русский Гамлет". Фото: Евгений Матвеев

Вместе с юбилеем самого Театра, в Петербурге отпразднуют еще бенефисы трех солистов. Показ "Русского Гамлета" состоится 3 июля в честь 15-летия работы ведущей солистки, лауреата премий "Золотая Маска" и "Золотой Софит" Марии Абашовой. Представление балета "Евгений Онегин" 5 июля станет бенефисом ведущего солиста коллектива, тоже лауреата и "Золотой Маски", и "Золотого Софита" Олега Габышева. А постановка "По ту сторону греха" 8 июля пройдет как вечер в честь кордебалета Театра.

К слову, июльская серия спектаклей станет заключительной встречей труппы Эйфмана с петербургскими ценителями танца сезона 2016-2017.

«Евгений Онегин»

Премьера балета Эйфмана «Евгений Онегин», поставленного на музыку П. И. Чайковского и А. Ситковецкого, прошла в 2009 году. В своем спектакле Эйфман соединил классику и современность. Герои пушкинского «Евгения Онегина» превращены в знаковых персонажей нашего времени, живущих на сломе веков.

"Евгений Онегин", Фото: Дмитрий Соболев

"Евгений Онегин", Фото: Дмитрий Соболев

- Я перенес пушкинских героев в наши дни, в новые обстоятельства, более драматические, даже экстремальные, когда старый мир рушится и жизнь диктует новые правила. Эксперимент этот мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос – что есть русская душа сегодня? Сохранила ли она свою самобытность, свою тайну, свою притягательность? Как распорядились бы сегодня своей судьбой герои романа? Что в «энциклопедии русской жизни» было печатью времени, а что стало знаком судьбы многих поколений моих сограждан? - говорит о спектакле сам Борис Эйфман.

«Анна Каренина»

Поставленный в 2005 году на музыку П.И. Чайковского, этот балет является одним из наиболее востребованных спектаклей в репертуаре Театра. На протяжении уже 12 лет постановка с неизменным успехом демонстрируется на лучших сценах России, Америки, Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Испании, Франции, Китая и многих других стран. В своем спектакле Борис Эйфман сосредотачивается на любовном треугольнике «Анна – Вронский – Каренин» и создает блестящий образец сценического психоанализа, являя трагическую хронику страшного внутреннего перерождения женщины, одержимой «основным инстинктом».

Анна Каренина. Фото: Guillermo Galindo

Анна Каренина. Фото: Guillermo Galindo

- В романе «Анна Каренина» есть не только погружение в психологический мир героини, но и настоящее психоэротическое осмысление ее личности. Для меня Анна была оборотнем, потому что в ней жило два человека: внешне – светская дама, которая была известна Каренину, сыну, окружающим. Другая – женщина, погруженная в мир страстей, - говорит хореограф.

«По ту сторону греха»

Балет Бориса Эйфмана на музыку С. В. Рахманинова, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского (премьера состоялась в 2013 году) – новое пластическое прочтение хореографом романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Кардинально переработав свой собственный спектакль «Карамазовы» 1995 года, также поставленный по бессмертному произведению русской литературы и снискавший всемирное признание, Борис Эйфман создал эмоционально и интеллектуально насыщенную балетную психодраму.

"По ту сторону греха". Фото: Майкл Кури

"По ту сторону греха". Фото: Майкл Кури

- Балет «По ту сторону греха» - попытка исследования истоков нравственной катастрофы Карамазовых, обращение к глубинной сущности «широкой» человеческой натуры, к тайнам жизни людских сердец, где «дьявол с Богом борется», - отмечает Борис Эйфман.

«Роден, ее вечный идол»

Премьера состоялась в 2011 году. Балет поставлен на музыку М. Равеля, К. Сен-Санса, Ж. Массне и посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. Постановка с огромным успехом представлялась на ведущих театральных площадках Нью-Йорка, Вашингтона, Лос-Анджелеса, Парижа, Лондона, Берлина, Вены, Мадрида, Будапешта, Москвы и многих других городов.

"Роден". Фото - Майкл Кури

"Роден". Фото - Майкл Кури

Авторитетный британский балетный обозреватель Маргарет Уиллис писала о спектакле: «Французский художник Огюст Роден творил из глины. Российский хореограф Борис Эйфман создает скульптуры из тел. И тот, и другой – искусные мастера своего дела, и хотя их стили разнятся, оба художника создают незабываемые образы красоты и совершенства».

«Up & Down»

Балет Бориса Эйфмана «Up & Down» по роману Ф. С. Фицджеральда «Ночь нежна» на музыку Дж. Гершвина, Ф. Шуберта и А. Берга – квинтэссенция психоаналитических изысканий хореографа. Смысловое пространство спектакля, заключенное между двумя разнонаправленными векторами сюжета (деградация молодого талантливого врача и восхождение его жены и пациентки), превращено в поле сюрреалистических экспериментов. Эйфман изображает распад сознания героев, извлекая на поверхность их кошмары и мании.

Взлеты и падения персонажей происходят на фоне блистательного Века Джаза – безудержного праздника жизни, эпохи свободы, чувственности и гедонизма, виртуозно воссоздаваемой хореографом и его артистами.

Up & Down. Фото: Евгений Матвеев

Up & Down. Фото: Евгений Матвеев

- Этот спектакль – трагическая и одновременно ослепительно яркая хроника духовной гибели человека. История о том, как извечная мечта о счастье оборачивается крушением, а внешне красивая и беззаботная жизнь, протекающая под ритмы джаза, – кошмаром, - говорит о спектакле Эйфман.