Премия Рунета-2020
Крым
+15°
Boom metrics
Звезды12 августа 2017 7:50

Пускепалис в Крыму: о том, куда катится театр и противостоянии Учителя с Поклонской

Тема «Простые истины российского кино» коснулась и довольно непростых проблем современного кинематографа и театра, волнующих сегодня как молодежь, так и старшие поколения
Встреча с Сергеем Пускепалисом.

Встреча с Сергеем Пускепалисом.

Фото: Алина МУРАШКИНА

В Симферополе прошла встреча крымчан с известным актером и режиссером Сергеем Пускепалисом. Присутствующие в зале журналисты и студенты актерских, режиссерских факультетов интересовались мнением гостя так яро, что встреча получила формат абсолютного и, как признали позже многие слушатели, эффективного диалога. Открытость и чувство юмора Пускепалиса подкупило настолько, что вопросы, казалось, не иссякнут.

Роль Крыма в жизни Сергея Пускепалиса

Начали с того, что выяснили интересный факт из творческой биографии Сергей Витауто (именно так звучит нерусифицированное литовское отчество) как киноактера. Именно в Крыму случилась судьбоносная встреча с режиссером Алексеем Попогребским, который и предложил актеру и режиссеру театра и попробовать себя на большом экране:

- Я зашел в кинематограф с «заднего двора»… - рассказывает Пускепалис и добавляет, не скрывая улыбки, - по блату. Я тогда приехал в Крым проверить, как ведет себя на сьемках (фильм «Коктебель» - Авт.) сын. Алексей увидел меня и предложил эпизодическую роль.

Не смотря на «пожилой» возраст (по словам самого же Сергея), уже следующая картина режиссера Алексея Попогребского «Простые вещи» стала для Пускепалиса началом актерской кинокарьеры. С этой же первой «попытки» актер завоевал любовь зрителей в роли врача-анестезиолога Сергея Маслова.

Поклонник Поклонской и скандальная «Матильда»

А в Крыму тем временем не утихают разговоры о запрете (инициированном Натальей Поклонской – депутатом Госдумы и экс-прокурором РК) Симферопольской прокуратурой на еще не вышедший в прокат фильм Алексея Учителя «Матильда». Автора фильма, рассказывающий о романтической связи цесаревича Николая Романова (будущего последнего российского императора) и балерины Матильды Кшесинской, подозревают в «оскорблении чувств верующих».

- Я, как и многие мужчины, поклонник вашего прокурора – сочетание красоты и ума сейчас редкость... Но также и поклонник Алексея Ефимовича (Алексея Учителя – Авт.), к работам и творчеству которого тоже очень трепетно отношусь. Пока фильма я не видел, потому судить не берусь, но понимаю, что имеет место быть идеологический вопрос и обеспокоенность этим мне понятна. Но все же нельзя забывать, где прокурорские полномочия, а где – территория искусства. Как и тот же режиссер, переступая какие-то границы, должен понимать, что получит за это. В искусстве нельзя путать субъективное мнение и действительно экстремистские посылы, подстрекательство к разложению в жизни общества и тому, что лишает жизни – вот такое да, нужно запрещать и наказывать.

Но если это всего лишь «вкусовщина» - такое я не приемлю. Я всегда настаиваю: не нравится фильм – встал тихонько и ушел. Или взял пульт. Это ваше право.

Актер: Крым – уникальная съемочная площадка, которой он и был. И я уже со счета сбился, скольким друзьям звонил и слышал на вопрос «Ты где?» ответ: «В Крыму, снимаем…»

Актер: Крым – уникальная съемочная площадка, которой он и был. И я уже со счета сбился, скольким друзьям звонил и слышал на вопрос «Ты где?» ответ: «В Крыму, снимаем…»

Фото: Алина МУРАШКИНА

Феномен поколений зрителей в кино

На вопрос о том, как Сергей смотрит на повторные экранизации фильмов-легенд в роде «Война и мир» Бондарчука, или «Тихого Дона» Герасимова, «Анны Карениной» Зархи… Пускепалис долго не раздумывал.

- Положительнейшее! – уверенно сказан он. - И чем больше их будет, тем лучше! Потому что для одного поколения был свой «Тихий Дон», для современного – этот. У молодежи сейчас свои герои, своя эстетика и когда-нибудь они тоже будут считать, что вот в их время…

О съемках в сериалах и «легком кино»

Не удержать было среди искушенного зрителя вопрос о том, чем вызвано согласие Сергея Пускепалиса – актера не поверхностного и к тому же нетривиально мыслящего режиссера – на предложения сниматься в сериалах.

- И среди полного метра можно встретить некачественные работы, - говорит актер. - Причем иногда садишься смотреть премьеру фильма: вроде снимали – хорошо было, а смонтировали так, что получилось не то… В этом смысле кино – полностью режиссерский вид искусства. В театре все же актер на первых рубежах – он в итоге за все отвечает, а в кино - режиссер.

Сам Сергей всегда полагается на интуицию. Стоит признать, пока ему везло. Ему ни за что не стыдно, потому что каждый раз он все делает искренне.

О главных кошмарах режиссера

На невинный вопрос о творческих планах после выхода его первой кинокартины («Клинч», 2015) Пускепалис ответил неожиданно, мол, самое страшное начать снимать второе кино…

- Мне вообще не нравится снимать фильмы, ставить спектакли…- отметил он. - Но пока этого не сделаю, покоя не найду.

Тут же открылись и другие «страсти».

- Режиссеру всегда нужно выпендриться, отличиться от других… обратить на себя внимание – тех же инвесторов, например. И это нормально. Надо просто помнить, что это пройдет, успокоится… а с опытом возникнет спокойствие, уверенность. Нужно только быть увлеченным предметом, а не собой. Режиссер - это прораб: он должен уметь консолидировать актеров, художников и всю «братву». И сделать так, чтобы они не просто помогали, но и не мешали воплощать ту тему, которая возникла у тебя в голове.

И тут Сергей разоблачает практический секрет, который можно взять в личную копилку как режиссерам по профессии, так и режиссерам по жизни.

- Прочитал произведение, записал, что впечатлило – положил в тумбочку, - советует он. - И дальше работаешь. А потом загляни через какое-то время и вспомни, что тебя в первый раз поразило. Это как в любви: потом начинаются пеленки и сопутствующее… И чтобы отношения не запылились, надо почаще вспоминать те чувства, когда вы познакомились.

О том, куда катится… театр

На «хитовый» (потому что уж очень частый, по словам Сергея) вопрос молодых актеров о том, не видит ли он регресса в «вычурных» поисках современного театра и куда он (театр) все-таки движется, режиссер по-доброму отшутился: «Туда же, куда и раньше».

- Это все поиски – должен быть выбор, воздух, - продолжает Пускепалис. – А эти поиски ведь и раньше были: Станиславский, Метерлинк, Таиров… просто потом советская власть решила, что быть реализму, и в каждом городе появился маленький МХАТ. А должен быть выбор, это же здорово! Ну, если уж совсем невтерпеж – просто встаньте и выйдите, вас ведь никто не держит!

Рецепт из-за кулис актерской «кухни»

Пришлось Пускепалису и поделиться практическим опытом – в ответ на просьбу дать совет начинающим актерам.

- У каждого свой путь к достоверности, своя школа… в ФСБ, например, в контрразведке, если наиграл – сразу расстреляли, а у нас в театре – наиграл с три короба и максимум тебя помидорами закидали, - смеется актер. - Почему-то мы думаем, что так можно: выйти на сцену и заниматься собой. Мой рецепт прост: нужно просто искренно делиться со зрителями тем, что тебя поразило, сделать их соучастниками и думать в этот момент о поразившем тебя предмете. И этим предметом НЕ должен быть ты сам. Еще один совет – больше помогать партнеру: чем больше ты это делаешь, тем естественнее становишься.

И совет для «серых кардиналов» театральных подмостков…

- А режиссер должен помнить, что главное – будущий успех актеров, не твой. Режиссер – гарант актерского успеха. Неважно какая у актера роль – положительная или отрицательная – он должен быть прекрасен, а не вызывать отвращение. Негодяй должен быть блистательным.

СПРАВКА «КП»

Сергей Пускепалис - советский и российский актер театра и кино, театральный режиссёр, заслуженный артист России. Выпускник режиссерской студии П. Фоменко. Лауреат кинопремии «Ника», кинофестиваля в Карловых Варах, «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля и др.