Львиный мост
Фото: Олег ЗОЛОТО
Мосты - одна из главных достопримечательностей Петербурга. Посмотреть на шикарный Троицкий и мистический Банковский ежегодно приходят тысячи туристов. А еще эти необычные переправы делают наш город изящнее. Сегодня мы вспоминаем самые красивые мосты Северной столицы.
Троицкий мост
Фото: Олег ЗОЛОТО
1. Троицкий мост
Дата постройки первого моста: 1803 год
Первый Троицкий мост был деревянным и держался на воде за счет плавучих опор-понтонов. Переправа прослужила двадцать лет, а после пришла в негодность. Второй мост работал еще семьдесят лет, но до нас дошел только третий вариант.
Торжественное открытие переправы стало для Петербурга двойной радостью – ведь это произошло в день, когда столице исполнилось 200 лет. В честь праздника устроили крестный ход и салют, а Николай II лично впервые поднял к небу крылья переправы.
При Советской власти мост прославился тем, что под его арками пролетел летчик Валерий Чкалов.
Мост Ломоносова
Фото: Олег ЗОЛОТО
2. Мост Ломоносова
Дата постройки первого моста: 1788 год
Первый каменный мост через Фонтанку назывался Екатерининским – в честь императрицы Екатерины II. Его центральный пролет был деревянным и разводным, чтобы по Фонтанке могли проходить корабли. Огромные гранитные башни должны были защищать разводные механизмы от непогоды. А поднимали пролет при помощи массивных цепей, которые тянутся от одной вышки к другой. Разводить переправу перестали только в 1912 году.
Аничков мост
Фото: Олег ЗОЛОТО
3. Аничков мост
Дата постройки первого моста: 1716 год
Свой современный вид Аничков мост приобрел только в 1841-8142 годах. Благодаря коням Клодта – четырем скульптурам, которые изображают разные стадии покорения коня – эта переправа считается одной из самых известных в Северной столице. Сейчас в это сложно поверить, но до XVIII века на мосту находился…пограничный пункт! Такой маленькой была императорская столица.
Банковский мост
Фото: Александр ГЛУЗ
4. Банковский мост
Дата постройки первого моста: 1825 год
Когда скульптор Павел Соколов создавал грифонов для Банковского моста, наверняка, он думал о том, как красиво скрыть механизмы. И даже не предполагал, что спустя столетия, его творения обрастут мифами и легендами. Сейчас Банковский мост едва ли не самый загадочный в Петербурге. Люди верят, что стоит только опустить в щель на лапке грифона записку со своим желанием, и оно обязательно сбудется.
Египетский мост
Фото: Олег ЗОЛОТО
5. Египетский мост
Дата постройки первого моста: 1825 год
В ХIХ веке вся Европа увлекалась Древним Египтом. Петербург не хотел отставать от передовых тенденций. Новая переправа через Фонтанку была подвесной, а украшали ее египетские иероглифы и шикарные фонарями. Но венчали творение статуи сфинксов. В 1905 году мост обрушился, когда по нему проходил конногвардейский эскадрон. После того, как Египетский восстановили, из прежнего убранства остались только величественные статуи мифических животных, которые и сейчас охраняют мост.
Большеохтинский мост
Фото: Олег ЗОЛОТО
6. Большеохтинский мост
Дата постройки первого моста: 1911 год
Что общего между Большеохтинским мостом и Эйфелевой башней? Они оба построены из металлических конструкций, которые соединяются с помощью заклепок. А еще переправу через Неву, точно так же, как и французскую достопримечательность, недолюбливали современники. Они считали Большеохтинский слишком громоздким и уродливым. Создавая мост, архитекторы действительно опередили свое время. Теперь эта переправа считается одной из самых красивых в городе. А Эйфелева башня и вовсе стала символом Парижа.
Львиный мост
Фото: Олег ЗОЛОТО
7. Львиный мост
Дата постройки первого моста: 1826 год
Этому маленькому, но очень необычному мосту уже за двести лет. И он всегда пользовался большой популярностью. Вот один любопытный факт: за первые три часа работы по новенькой переправе прошли 2700 человек!
Все дело в том, что в XIX веке недалеко находился рынок. Но манила людей, конечно, еще и необычная архитектура. Подвесных переправ тогда было не так много. Тем более, сделанных с таким изяществом!
Пантелеймоновский мост
Фото: Олег ЗОЛОТО
8. Пантелеймоновский мост
Дата постройки первого моста: 1725
У этого моста очень интересная история. Изначально его строили в качестве акведука, чтобы пустить воду из Лиговского канала к фонтанам Летнего сада. Разобрали эти конструкции только после наводнения 1777 года. Саму переправу сделали подвесной. В 1833 году неподалеку жил Александр Пушкин. В письмах жене из Болдино он указывал адрес: «В Санкт-Петербург, у Цепного моста, против Пантелеймона, в дом господина Оливье». Мост, который мы знаем сейчас, открылся только в 1908 году.
Эрмитажный мост
Фото: Олег ЗОЛОТО
9. Эрмитажный мост
Дата постройки первого моста: 1718 – 1720
Этот маленький, но очень изящный мост через Зимнюю канавку стал первым возведенным из камня в императорской столице. Но переправа вошла в историю как «мостик Лизы». В опере Чайковского «Пиковая дама» именно с него бросается в воду одна из главных героинь Лизавета Ивановна. В повести Пушкина этого эпизода нет. По легенде, композитор включил его в оперу под впечатлением от поступка некой петербурженки, которая из-за несчастной любви покончила с собой на Эрмитажном мосту.
Красный мост
Фото: Олег ЗОЛОТО
10. Красный мост
Дата постройки первого моста: 1717 год
Изначально этот мост был белым и разводным. В XIIX веке все переправы через Мойку раскрашивали в разные цвета - так горожанам было удобнее ориентироваться. Когда в 1737 году мост перестраивали, то оставили посередине щель шириной 70 сантиметров, чтобы по Фонтанке могли проходить корабли. Для проезда общественного транспорта дырку закрывали съемными щитами. Алый цвет мост приобрел только в 1778 году, да так и остался до наших дней.