Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Звезды18 сентября 2017 10:30

Каскадер Олег Корытин: В фильме «Сталинград» мы бежали, как люди-факелы, через огонь

Постановщик трюков рассказал «Комсомолке» о риске, которому они себя подвергают [фото]
В фильме Федора Бондарчука "Каскадеры" бежали сквозь настоящий огонь.

В фильме Федора Бондарчука "Каскадеры" бежали сквозь настоящий огонь.

Ни один кинорежиссер не возьмет на себя ответственность за съемку сцен с каскадерскими трюками. Они длятся несколько секунд, но, чтобы их подготовить, иногда уходит несколько дней. Для организации погонь, падений, карабканья на отвесные скалы приглашают специалиста. И в какой-то момент он становится главным на съемочной площадке.

«ЗНОЙНОЕ» ЛЕТО 2017 ГОДА

На отдаленной турбазе под Приозерском снимали психологический триллер. Все как положено: тревога возникает постепенно. И вот она достигает апогея. Машина летит с моста. Герои борются за жизнь в салоне тонущего авто.

С точки зрения трюковой съемки сцена несложная. Герои расположились в машине. Ее подняли краном и опустили в воду. Проблема заключалась в том, что нынешнее лето выдалось прохладным. На улице +15, температуру воды деликатно старались не обсуждать. В утонувшей машине исполнителям главных ролей предстояло просидеть не меньше часа.

Эта сцена снималась, когда температура была всего +15 градусов.

Эта сцена снималась, когда температура была всего +15 градусов.

- Любой постановщик трюков в такой ситуации сразу предложит посадить в машину дублеров, - говорит постановщик трюков Олег Корытин. - Но режиссеру нужен крупный план героев на фоне затопленного салона. Пришлось артистам сидеть в студеной воде.

В таких случаях под одежду натягивают гидрокостюмы, тела натирают согревающими кремами. И все равно: когда актеров вытащили из машины - у них зуб на зуб не попадал! Тут бы по сто граммов... Но нынче на съемках это не практикуется. Для согрева в гидрокостюмы залили горячей воды, артистов напоили чаем и отправили в баню. Куда проще сбросить машину с моста. Раньше каскадер садился за руль, разгонялся и летел... В наши дни внутрь сажают манекен. А машину в бездну отправляют при помощи пневмопушки.

Один из самых насыщенных трюками фильмов советской эпохи - «Невероятные приключения итальянцев в России». Какие только чудеса ни проделывали! Например, «жигуленок» катился с горки на крыше и попадал на крышу другого автомобиля. Трюк снимали при помощи тросов. Сегодня пневмопушки при правильном расчете могут отправить любой автомобиль точно в цель: будь то падение с моста или «проезд» вверх колесами.

НА СВОЙ СТРАХ И РИСК

Раньше в качестве каскадеров приглашали артистов цирка. Часто трюки делали без страховки и тщательных расчетов - на страх и риск самого дублера. Иногда это заканчивалось печально. Дублер Владимира Коренева в фильме «Человек-амфибия», перепрыгивая с крыши на крышу, отбил пальцы ног. Потом долго лечился.

Чуть не погиб дублер на съемках фильма «Достояние республики». Он должен был без страховки пройти по канату. Канат провис, циркач полетел вниз. К счастью, не на землю, а на крышу. Но переломов получил множество.

Современные каскадеры в основном приходят из спорта. Олег Корытин занимался конным спортом. Его пригласили сделать несколько трюков для рекламного ролика страховой компании. Было это в 1974 году. Так он и попал в кино. С тех пор участвовал в полутора сотнях проектов.

Олег Корытин падает с крыши поезда в картине "Шестой".

Олег Корытин падает с крыши поезда в картине "Шестой".

- Профессиональный каскадер никогда сам на риск не пойдет, а тем более не будет подвергать риску актеров, - говорит Олег. - В нашем кино действительно есть актеры, которые могут выполнять трюки без дублеров. Со многими из них, как, например, Михаилом Боярским или Александром Домогаровым, мне посчастливилось работать. Но режиссеры все равно предпочитают приглашать дублеров. Кино - серьезная работа, мальчишеский задор тут ни к чему.

МАТЕМАТИКА ТРЮКОВ

Компьютерные технологии обеспечили настоящий прорыв в кино. Но без чего до сих пор не обойтись, так это без простейших приспособлений. Прежде всего, тросов и страховочной лонжи, как в цирке. Благодаря им становится возможно большинство трюков.

Раньше тросы старались выбрать потоньше, чтобы незаметнее было. Все равно они то и дело попадали в кадр и портили впечатление от эффектных трюков. Теперь трос может быть толщиной хоть с канат, его можно легко затереть на компьютере.

Каскадерский труд - это точный расчет: невозможно его поставить, точно не распределив все возможные нагрузки на исполнителя.

- Любой трюк начинается с... рисунков, чтобы понять, где возможны перегрузки, - говорит Олег. - Наиболее уязвима спина, потом руки, ноги. Вот мы и смотрим на дублера, словно сквозь призму «золотого сечения» Леонардо, чтобы понять, где тросики лучше прицепить. Или как сгруппироваться при падении или прыжке.

Один из эффектных и часто используемых в кино трюков - прыжок со скалы. В сериале «Узник замка Иф» снимали падение героев со скалы Парус в Геленджике. Прыжок с высоты 40 метров - на 90 процентов приводит к смертельному исходу. И тут дело не в ударе о камни или воду. Сердце не может преодолеть сильные перегрузки.

Чтобы избежать этого, выстроили целую систему тросов. Они и смягчили падение.

ВЫЗЫВАЙТЕ МИЛИЦИЮ

В фильме «Сталинград» Федора Бондарчука одна из самых впечатляющих сцен - огненная атака. За ней реальные события Сталинградской битвы. Солдаты 284-й стрелковой дивизии 23 сентября 1942 года оказались у бензобазы на берегу Волги. Заметив это, немцы начали обстрел. Все вокруг превратилось в огненный ад. Но солдаты, несмотря на адскую боль, поднялись в атаку и побежали на немцев.

Среди бегущих людей-факелов в фильме и Олег Корытин.

- Все это не компьютерная графика, огонь был настоящим. Чтобы защитить каскадеров, всех одели в огнеупорные костюмы. Лицо, руки и все прочее покрыли специальным гелем. Никто ожогов не получил. Но это тоже точный расчет. Сцена должна была длиться ровно столько, сколько гель и костюмы «держали» огонь.

Корытину за четыре с лишним десятилетия приходилось скакать на лошадях, фехтовать, биться в машинах. В фильме «Шестой» он падал с крыши поезда, а в сериале «Ленинград-46» - с плотины Волховской ГЭС. Но самым сложным в своей карьере он считает трюк в картине «Путь к себе». Олег дублировал Александра Галибина. Уходя от погони, герой перекатывается через рельсы между колес идущего поезда.

Прежде чем приступить к съемках, долго проводили расчеты. Важно было все. Поезд пустили на скорости 30 километров в час. Олег прокатывался сначала через один рельс, затем, обождав, - через другой. В фильме сцена длится несколько секунд. И без страховки.

А самым бесшабашным стал трюк в фильме «Гостья из будущего». Олег изображал одного из космических пиратов. Он вместе с коллегой должен был перебежать улицу. Трасса была запружена машинами, поэтому бежать «пиратам» пришлось по крышам автомобилей.

Когда Олег и его товарищ преодолели улицу, Корытина схватил за рукав какой-то пенсионер. Не по сценарию, а настоящий бдительный советский гражданин. И стал звать милицию. В те годы, когда снимали кино, оцепление не выставляли. Пришлось старичку объяснять, что поймал он не хулигана, а актера... «Ах кино снимаете?! Ну тогда ладно», - миролюбиво сказал пенсионер и отпустил Олега.