Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
В мире18 октября 2017 16:12

Референдум в Каталонии: У разбитого корыта

До реального отделения мятежной автономии дело еще не дошло, но ее экономика уже трещит по швам
Tекшие по барселонским улицам нескончаемые реки каталонских флагов, в которые так полюбили заворачиваться демонстранты, голосующие за независимость, обмелели, сузились, а то и вовсе исчезли

Tекшие по барселонским улицам нескончаемые реки каталонских флагов, в которые так полюбили заворачиваться демонстранты, голосующие за независимость, обмелели, сузились, а то и вовсе исчезли

Фото: REUTERS

У стороннего наблюдателя может сложиться впечатление, что каталонский кризис затухает: текшие по барселонским улицам нескончаемые реки каталонских флагов, в которые так полюбили заворачиваться демонстранты, голосующие за независимость, обмелели, сузились, а то и вовсе исчезли. На самом деле борьба не прекратилась – она просто перешла в другую фазу.

Испанский премьер Мариано Рахой обратился к главе каталонского правительства Карлесу Пучдемону с письмом, в котором просит все-таки разъяснить, объявляет ли себя Каталония независимой или нет. Пятидневный срок, отпущенный каталонцам на понимание того, провозгласили они суверенитет или нет, прошел, настала пора действовать. Но Пучдемон предпочитал не отвечать.

Похоже, что глава каталонского Женералитата наконец-то вспомнил, что политику определяет экономика. А никак не наоборот. А экономические выкладки не то, что повода для радости от возможного наступления независимости не дают, а как раз в ужас приводят.

Пострадают от каталонского отделения, понятное дело, обе стороны. Испания потеряет 20% своего ВВП, 7 миллионов населения и некоторое количество важных предприятий. Каким будет это «некоторое количество», сказать точно невозможно, поскольку бегство бизнеса из Каталонии идет стремительными темпами, что увеличивает потери мятежной стороны. Только за минувшую неделю решение о переезде из Каталонии в другие испанские автономии принято в 540 компаниях.

Первыми о смене юридических адресов заявили два крупнейших каталонских банка – CaixaBank и SabadelI, входящие, между прочим, в пятерку ведущих во всем королевстве. Далее последовали эмблемы каталонской экономики Freixenet и Codorniu, знаменитейшие производители игристых вин, потом ведущая газоэнергетическая компания Gas Natural…

Оценочная стоимость уходящих предприятий равна 50% каталонского ВВП. Остающимся вряд ли придется сладко: руководство ЕС несколько раз предупреждало Пучдемона сотоварищи, что уйдя из Испании, Каталония уйдет и из Евросоюза. А это значит, что каталонские товары при поступлении на общий евросоюзный рынок будут облагаться таможенными пошлинами.

Понятно, что объемы реализации каталонской продукции упадут, что вынудит многих предпринимателей закрывать свое дело. Безработица в результате этого вырастет, по оценкам экономистов, вдвое.

Каталония сегодня должна центру 75 миллиардов евро, ссужавшихся ей для обеспечения пенсионных выплат, поддержки здравоохранения и социальных программ. Долг этот г-н Пучдемон признает и обещает погасить. Но это – далеко не все: Каталонии, в случае отделения, придется взять на себя еще и пропорциональную долю госдолга Испании, составляющую в абсолютном выражении 200 миллиардов евро (общий размер госдолга королевства – чуть более 1 триллиона евро).

Испанский минфин официально сообщил во вторник, что «клиенты каталонских филиалов банков переводят свои деньги на счета в других регионах страны со скоростью 4 миллиарда евро в сутки». Заявление, в комментариях не нуждающееся...

И напоследок – о лозунге «Хватит кормить Мадрид!», привлекшим на сторону «отделенцев» немало народу. Каталония действительно получает из бюджета страны на 9 миллиардов евро меньше, чем туда отдает. Но если уж говорить о том, кто кого кормит, то, например, автономия Мадрид получает из госбюджета на 19 миллиардов евро меньше, чем туда переводит. Так кому от кого отделяться резоннее?

Каталонская катавасия с «почти что независимостью» обвалила прогноз роста ВВП Испании с 2,6% до 1,8%. Новость для Мадрида малоприятная. Но только осознание мысли «это мы, мы вам сделали гадость» вряд ли принесет и Каталонии, стоящей на пороге экономического краха, решение собственных проблем. Чем скорее в Барселоне с этим согласятся, тем лучше для них же.

Мадрид.