Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+8°
Boom metrics
Общество31 октября 2017 11:31

Брат и дядя погибших над Синаем Ирины и Алисы Витальевых: «Время не лечит»

У Александра Войтенко на борту рокового рейса 9268 из Египта летели два близких человека: его старшая сестра и ее дочь
Илья КРУШЕВСКИЙ
Александр до сих пор не может поверить в случившееся

Александр до сих пор не может поверить в случившееся

Фото: Олег ЗОЛОТО

Ире было 37 лет, Алиса – 14-летняя школьница. Жили они в Пскове. В Шарм-эль-Шейх слетали всего на неделю. Для девочки это был первый полет на самолете.

Впечатлений – масса. Ира, наконец-то, расслабилась. Присылала родным фотографии с живописными видами из Египта, морские путешествия на яхте. Никто не предчувствовал беды…

Для Алисы это был первый полет на самолете Фото: из личного архива героев

Для Алисы это был первый полет на самолете Фото: из личного архива героев

-Бездумно смотреть на воду, обнимать от всего сердца. Смеяться и плакать от души, - писала сестра. - Принимать, не осуждая. Рисовать картинки иных миров. Совершать глупости и не жалеть о них. Делать не потому, что «должна», а потому, что «хочется». И не бояться ошибок: их нет, есть опыт.

УДАР ЗА УДАРОМ

Трагедия стала не единственным ударом для Александра. Этим летом вандалы разбили памятник, который любящий брат установил на могиле сестры и племянницы:

-Я не знаю, кто это сделал, и желаю этим людям здоровья. Но, мне кажется, застал бы я их – сидел бы сейчас в тюрьме. У некоторых нет ничего святого, - печалится Войтенко.

Он уже восстановил надгробье. Гранитный ангел снова охраняет покой Ирины и Алисы.

Этим летом вандалы разбили памятник, который любящий брат установил сестре и племяннице Фото: страница Александра в соцсети

Этим летом вандалы разбили памятник, который любящий брат установил сестре и племяннице Фото: страница Александра в соцсети

Но даже на этом испытания не закончились. Говорят, общее горе сплачивает. Оказывается, не всегда. Когда речь зашла о деньгах, некоторые «близкие родственники», показали свое истинное лицо:

-Все живы и хорошо общаются. Вдруг случается ужасное. Встает вопрос о наследстве – и вылезают настоящие чувства и эмоции людей, вся эта чернота. Это отвратительно, - сетует Александр. - Мы судились по поводу наследства. И не я один столкнулся с этим.

«ЭТО НЕ МОГЛО ПРОИЗОЙТИ СО МНОЙ!»

Александр с детства увлекается музыкой. Он занимается диджеингом и выступает в клубах. Правда, сейчас меньше. Говорит, сложно:

-В такие моменты одолевает либо негатив, либо отчаяние или пустота. Иногда я ловлю себя на мысли: «Это не могло произойти со мной!» Ведь всегда кажется, что такое случается где-то там, далеко. Естественно, очень больно, - делится Войтенко. - Говорят, время лечит. Я так не думаю.

На долю Александра выпали нечеловеческие испытания. Но он нашел в себе силы жить дальше. Жить ради живых. Наверное, именно железный характер помог ему сплотить родственников жертв, став исполнительным директором фонда.

В Шарм-эль-Шейх слетали всего на неделю... Фото: из личного архива героев

В Шарм-эль-Шейх слетали всего на неделю... Фото: из личного архива героев

-В мае нам выдали неопознанные останки. Если бы не фонд, который мы оформили как юридическое лицо, их бы просто утилизировали. Они в таком состоянии, что даже современные технологии бессильны. – объясняет он. -Но ведь семь человек так и не опознали. Скорее всего, они там…

Неопознанные останки захоронили на Серафимовском кладбище 20 мая. Место, по словам Войтенко, правительство города выделило подходящее – рядом с жертвами крушения подлодки «Курск»…

РОДСТВЕННИКИ ПОЛУЧИЛИ МИЗЕРНЫЕ КОМПЕНСАЦИИ

И останавливаться Александр не намерен. 19 октября в Замоскворецкий районный суд Москвы поступил коллективный иск от 149 родственников пассажиров лайнера А321. Причиной разбирательства послужили мизерные компенсации родным. Как рассказал Войтенко, некоторые не получили и 500 тысяч рублей. Они требуют увеличить выплаты на основе Монреальской конвенции, к которой Москва присоединилась в апреле этого года.

-Любой самолет еще раз перестрахуют. Этот полис страхования рисков авиаперевозчика включает довольно большие суммы. По данным наших американских адвокатов, это около 700 миллионов долларов, - объясняет он. – Во всем мире это работает. И мы хотим, чтобы жизнь пассажиров в России ценилась так же.

Александр уверен, если суд встанет на сторону родных, это защитит жизни пассажиров в будущем.

-Авиаперевозчик поймет, что ему невыгодно, чтобы самолеты падали. И он будет покупать новые и хорошо чинить старые. Ведь сейчас как: упал самолет, компания потеряла какую-то репутацию, но потом получила огромную сумму от перестраховщика. К сожалению, такая практика существует, - печалится он.

Россия вступила в конвенцию спустя полтора года после трагедии. По словам Войтенко, это не повод отказывать истцам. Самолет разбился над Египтом, а там соглашение подписали еще в 2005 году.

ЕГИПЕТ ДАЖЕ НЕ ИЗВИНИЛСЯ

Но даже положительное решение суда – не повод снова продавать билеты в страну пирамид:

-Последние полгода у нас нет никакой информации от следствия. Им нечего сказать, потому что молчит Египет. Если они официально даже не признали теракт, даже не извинились, то о каком открытии воздушного пространства может вообще идти речь? – возмущается исполнительный директор. -Проблема там в людях. Это исключительно человеческий фактор: терроризм, коррупция. Черные ящики спустя два года не в России! Нет даже видео, где запечатлены последние минуты жизни Ирины и Алисы. Слава богу, вещи отдали…