Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Boom metrics
Общество13 ноября 2017 10:00

Растим сверхчеловека: Как не затаскать ребенка по секциям

И при этом увлечь дополнительными занятиями
Источник:kp.ru
В первом классе лучше не вводить дополнительные занятия.

В первом классе лучше не вводить дополнительные занятия.

Фото: Екатерина МАРТИНОВИЧ

Дополнительные занятия и кружки - боль многих детей и родителей. Некоторые особо активные мамы уже с рождения начинают задумываться: где бы поразвивать ребеночка, чтобы он был не хуже других. И спрос рождает предложение: английский или математика с шести месяцев - пожалуйста, было бы желание!

КОГДА ОТДАТЬ РЕБЕНКА В СЕКЦИЮ

1. Период от рождения до трех лет посвятите оздоровительным мероприятиям, особенно, если есть рекомендации педиатра: бассейн, массаж и регулярные прогулки на свежем воздухе.

2. С трех лет дети, как правило, идут в детский сад, где уже организованы занятия. Этот период посвящен подготовке к школе: ребятишек учат сидеть за партой, работать в группе, воспринимать информацию на слух, устраняют логопедические проблемы, если они есть. К шести-семи годам рекомендовано чтение и основы математики.

3. В первом классе лучше не вводить новые дополнительные занятия, особенно в первом полугодии. Это сложный период адаптации. Если вы ребенка куда-то уже водите и ему это нравится, продолжайте, но с новыми занятиями не торопитесь.

4. Со второго класса и до конца начальной школы, как правило, начинается поиск интересного занятия. Дети и родители в этот период ищут подходящие увлечения. Начинается период метания по кружкам и секциям. У детей еще есть свободное время после школы и два полноценных выходных.

5. К средней школе дети определяются, что им нравится или не нравится. Бросают музыкальную или художественную школу, приходит понимание с любимым видом спорта.

6. К концу средней школы возникают проблемы с учебой, и тогда появляются репетиторы и дополнительные занятия по общеобразовательным предметам.

7. В старшей школе ребенок начинает определяться с будущей профессией, и активизируется подготовка к поступлению в учебные заведения. Этот период посвящен репетиторам, иногда спорту.

8. В 9-11-м классе рекомендуется выбрать варианты будущей профессии и нацелиться на поступление в институт или другое заведение: репетиторы, подготовительные курсы колледжа, вуза, спортивные секции и так далее.

НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

1. На местоположение и временные затраты на дорогу.

Если дополнительные занятия находятся далеко и вам неудобно добираться, то с большой долей вероятности ребенок не задержится там долго. После нескольких посещений появится сопротивление, и, скорее всего, вы прекратите занятия.

2. На количество и продолжительность сверхурочных занятий в неделю.

По закону детям 14-15 лет разрешено работать не более пяти часов в день, а в течение учебного года - не более двух с половиной. В 16-18 лет разрешено работать не более семи часов, а в течение учебного года - не более трех с половиной. Если мы говорим о младшей и средней школе, эти цифры должны быть еще ниже. И нужно учитывать, что у детей обычно по 6–8 уроков в день, после чего они идут на дополнительные занятия. Такую нагрузку многие взрослые не выдержат, что уж говорить о детях.

3. На коммуникацию ребенка с инструктором, учителем, тренером.

Часто нежелание ходить на занятия связано с личностью преподавателя. Если это так, нужно что-то менять.

Семилетняя девочка каждый раз страдала по дороге в музыкальную школу, начинал болеть живот, хотя дома с удовольствием играла на фортепиано. Решили бросить занятия, но заболела учительница и ее несколько недель подменяла коллега. Через занятие ребенок с радостью стал ходить в школу и носить преподавателю конфетки.

4. На частую смену кружков и нежелание преодолевать трудности

Приобретение навыка - это работа. Зачастую дети, записываясь в кружок, фантазируют, что они сразу начнут красиво танцевать или играть на скрипке. Ваша задача - поддержать ребенка, объяснить, что всем тяжело в ученье и что не стоить сразу прекращать занятия, если что-то не получается. Это важный момент, на который стоит обратить внимание.

КАКАЯ ПОЛЬЗА ОТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

1. Общение.

Современные дети, особенно живущие в мегаполисах, мало общаются между собой вне школы: они не гуляют на улице, редко ходят в гости, чаще проводят время в телефоне или компьютере. Дополнительные занятия - это расширение круга общения и возможность поговорить вживую.

2. Приобретение навыка.

Чем бы ребенок ни занимался - он приобретает навык и знания. И неважно, будь то игра на музыкальном инструменте или в теннис, умение собирать модельки или играть в шахматы. Дополнительные знания и навыки расширяют кругозор, повышают самооценку и уверенность в себе.

3. Умение трудиться.

Да, как ни странно это звучит, ребенок должен уметь трудиться. Часто на прием приходят родители с подростками и жалуются на лень своего чада. А потом и сам подросток гордо заявляет, что он ленивый, поэтому ничего не успевает и вообще ничего не может сделать. Очень удобно. Но следует знать, что лень - это осознанный немотивированный отказ. Легко прикрыться собственной ленью, чистосердечно признаться в этом и дальше ничего не делать…

4. И еще одно бесспорное преимущество кружков.

На 8-20 часов в неделю вы гарантированно оттаскиваете свое чадо от компьютера, телефона и т. д. Вместо этого он проводит время за любимым занятием, посещает отчетные концерты или соревнования, общается в среде сверстников, да просто выходит из дома.

В ИТОГЕ

Ребенок не должен испытывать страх, ненависть к дополнительным занятиям, это не должно быть насилием.

В расписании должен быть хотя бы один день без кружков и репетиторов, особенно в начальной школе.

В младшей школе не планируйте больше одного дополнительного занятия.

Прислушивайтесь к мнению ребенка при выборе кружка или секции.

В случае временного охлаждения ребенка к занятиям, поддержите его, не стоит сразу бросать - периоды спада интереса бывают у всех.

Многое из сказанного касается любого системного занятия для ребенка, кроме основной школы, особенно если сам ребенок чем-нибудь увлечен. Задача родителей поддержать и организовать максимальный комфорт и логистику, исключить перегрузки!

Вы можете задать свой вопрос психологу в комментариях или прислать нам на почту spb-red@phkp.ru.