Премия Рунета-2020
Рязань
+8°
Boom metrics
Экономика19 ноября 2017 13:32

Рост цен на проезд не возродит, а уничтожит муниципальный общественный транспорт в Рязани?

Колумнист «Комсомолки» считает, что вместо спасательного круга тонущим «Автоколонне 1310» и «УРТ» бросили камень
На этот раз в Рязани даже не стали ждать Нового года и накинули сразу 4 рубля.

На этот раз в Рязани даже не стали ждать Нового года и накинули сразу 4 рубля.

Фото: Алексей ФОКИН (фото)

Как малому предпринимателю мне не первый год приходится наблюдать и осмысливать действия властей по управлению вверенной вотчиной – Рязанью. И зачастую приходится терпеть откровенную бесхозяйственность в обращении с общественным имуществом и ресурсами. Ситуация со взвинчиванием цен на проезд в муниципальном транспорте стала пределом, за которым уже невозможно молчать.

Прежде всего нам всем, жителям Рязани, необходимо твердо усвоить, что люди, которые забыли, когда последний раз зарабатывали, а не получали зарплату, не могут ничем управлять. Если ты каждый месяц ходишь в бухгалтерию и там откуда-то, неизвестно откуда, всегда появляются деньги, зарабатывать не начнешь никогда. Всегда будешь только потреблять.

Как результат, подавляющее большинство наших управленцев, счетоводов, ревизоров даже не представляют себе, что такое рынок и какие законы на нем действуют. При этом все они, конечно же, прошли «жесточайший» конкурсный отбор на должности и «по праву» заняли свои кресла.

И вот настоящий, а не кабинетный, экзамен – ситуация с умирающим муниципальным транспортом. И какое же решение принимает группа ответственных муниципальных иждивенцев? Самое примитивное – повышение цены за проезд сразу более чем на 20%. Но что за этим последует? Включатся неизбежные законы рынка. Что произойдет, когда спрос на услугу падает, а на нее поднимают цену? Бизнес заканчивает существование. Ни один предприниматель в твердом уме никогда на такой шаг не пойдет, как бы трудно не было.

Прибыль любого предприятия, не только муниципального, определяется помимо цены за услугу еще и количеством клиентов. К примеру, на одной поездке стоимостью 19 рублей, перевозчик зарабатывает рубль. Если в месяц горожане совершили 1 миллион поездок, муниципальное предприятие заработало 1 миллион. Этого мало, чтобы выжить, такая прибыль – грядущее банкротство. Чтобы выжить, вроде как можно поднять цену за проезд. Но любой рачительный хозяин, даже лоточник с Центрального рынка, выбрал бы путь другой – более прибыльный, надежный, дальновидный. Он бы постарался нарастить число клиентов (в данном случае, пассажиров общественного транспорта). Ведь если в месяц будет совершено не 1, а 5 миллионов поездок, прибыль неизбежно вырастет. Яркий пример такого хозяйствования в Рязани – «3-я аптека», торговая наценка в ней крошечная, но за счет колоссального количества покупателей, предприятие крепко стоит на ногах. В случае же с зарегулированным муниципальным транспортом нарастить число клиентов будет гораздо проще, чем на свободном рынке.

Что нужно предпринять и чем все эти годы упорно не занимались городские власти? Представьте, что у вас в управлении предприятие под названием «Город Рязань». Вы должны наполнить бюджет этого предприятия любыми законными способами. Возможностей для заработка, для наполнения городской казны, множество. Ведь каждый житель города - ваш потенциальный клиент, которому просто некуда деться. Каждый день каждый горожанин совершает ряд действий, на которых можно заработать муниципальному бюджету. Нужно доехать из точки А в точку В, нужно припарковать машину, нужно разместить рекламу на обочинах дороги и многое другое. Со всего этого должен зарабатывать город. Та же ситуация и с муниципальным транспортом. Город вправе диктовать жителям, на чем им ездить, и зарабатывать деньги для бюджета на этой монополии. Как же нарастить пассажиропоток в общественном транспорте Рязани?

1. Увеличить число единиц муниципального транспорта. Взять технику в лизинг. Новым транспортом укомплектовать все самые загруженные маршруты города.

2. Постепенно полностью убрать коммерческий транспорт с загруженных городских маршрутов. Сохранить его только на периферийных линиях.

3. Сделать на самых оживленных улицах Рязани выделенные полосы для движения общественного транспорта (как в Москве).

4. Сделать платным въезд в город. Оборудовать разгрузочные парковки на Куйбышевском, Московском, Солотчинском шоссе.

5. Закупить в лизинг автоэвакуаторы, организовать муниципальную службу эвакуации автомобилей.

Таким образом, мэрия постепенно пересадит рязанцев с личного транспорта на общественный, и с частного на муниципальный. Пассажиропоток вырастет, причем в разы. Вот и вся нехитрая экономика, известная даже студенту Школы молодежного предпринимательства. Спросите, кто же прокредитует затраты на автобусы, троллейбусы, эвакуаторы, разгрузочные парковки? Банки с радостью выделят ссуды, ведь окупаемость данных инвестиций гарантирована. Горожанам придется пересесть на общественный транспорт.

Другая проблема – сомнительное управление самим муниципальным предприятием «Автоколонна 1310». Если МУП убыточно, думаю, нужно сразу рассматривать этот факт в качестве индикатора, как минимум, неэффективного расходования средств. Ситуация с судовым дизелем, который под видом автомобильного залили в баки автобусов, поломав моторы, показывает, что система прогнила достаточно глубоко.

Проблема еще и в том, что трудиться на результат многие чиновники не умеют. Чтобы исправить ситуацию, нужны воля, гибкий ум и крепкая вера – а откуда все это взять, если такие качества никогда в себе не развивал? Настоятельно рекомендую нашим управленцам съездить в город Владимир, поучиться хозяйствованию на местном автотранспортном предприятии «БигАвтоТранс» - частном аналоге нашей «Автоколонны 1310». Цены этот перевозчик держит не выше рязанских, зато умудряется извлекать прибыль из своей деятельности.

Итак, что произойдет теперь, когда стоимость проезда все-таки поднимут до 23 рублей? Во-первых, уменьшится пассажиропоток. Во-вторых, люди окончательно пересядут на частный общественный транспорт. Если бы маршрутчики не пожадничали и сделали цену ниже, чем в муниципальном транспорте, они бы очень скоро забрали весь рынок пассажирских перевозок в Рязани. Город же будет зарабатывать на своих жителях копейки.

Исчезновение – вот то, что в конечном итоге получит муниципальный транспорт от аврального повышения цены за проезд. Впрочем, очередная упущенная выгода не станет трагедией для городских властей. Ведь из доходов городского бюджета выведены в частные руки прибыль от парковок, от эвакуации авто, от наружной рекламы... Как же собирается зарабатывать мэрия, если инструменты для заработка розданы частным партнерам?

Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции.