Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+10°
Boom metrics
Общество28 ноября 2017 12:05

Как ювелиры Петербурга складывают бриллианты в полотна и пишут иконы из стекла

«Комсомолка» побывала на предприятии, которое на весь мир славится эмалью и филигранью
От задумки до готового украшения проходит в среднем полтора месяца

От задумки до готового украшения проходит в среднем полтора месяца

Фото: Олег ЗОЛОТО

Здесь пол усыпан золотой и серебряной стружкой. Здесь делают драгоценную посуду, от ложечки для специй до шестикилограммового блюда под горячее. Здесь владеют мастерством эмали и филиграни, и никто в мире не делает этого лучше. Здесь продолжают традиции Фаберже и гордятся, что вышли из ювелирного общества, основанного еще Николаем Вторым. Здесь – на ювелирном предприятии «Русские самоцветы».

ОТ ЭЛЕКТРОННОГО ХРАНИЛИЩА…

Творения ювелиров – будь то бриллиантовые колье или серебряные ложки – зарождаются на участке дизайнеров. Старт новой коллекции дает решение худсовета, на котором обсуждают последние веяния ювелирной моды. Когда эскизы художников одобрены, за дело берутся 3D-модельеры: они создают электронную версию будущего украшения и прорабатывают его до мелочей.

Ювелирное изделие рождается в компьютере

Ювелирное изделие рождается в компьютере

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Мы видим изделие, которого не существует в природе, – рассказывает технолог посудной группы ювелирного завода Любовь Кутенева. – Программа позволяет адаптировать его под любую нестандартную вставку. Хочет человек обрамить камень-талисман – специалисты обмеряют этот камушек и подгоняют под него всю модель.

3D-модельер должен предусмотреть, как части будут соединяться в целое

3D-модельер должен предусмотреть, как части будут соединяться в целое

Фото: Олег ЗОЛОТО

Счесть число коллекций, выпущенных на заводе, практически невозможно. В памяти компьютеров хранятся тысячи отработанных изделий. Когда интерес к какой-либо старой коллекции возникает вновь, ее модели просто достают из электронного хранилища и пускают в дело.

… ДО «РЕЗИНОТЕКИ»

Сначала 3D-модель воплощают в воске: все задуманное художниками с математической точностью воспроизводит 3D-принтер.

Принтер печатает эталонную восковую модель

Принтер печатает эталонную восковую модель

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Оборудование у нас разное, от отечественного до импортного выпуска последних лет, – рассказывают ювелиры. – Но 3D-принтер – одна из самых современных наших машин: он жужжит в отдельной комнате, у него там свой микроклимат. Лишний раз стараемся его не беспокоить.

Внутри предприятие напоминает какую-то секретную лабораторию

Внутри предприятие напоминает какую-то секретную лабораторию

Фото: Олег ЗОЛОТО

Если это не заказ на одно уникальное изделие, то с воскового прототипа делают металлический эталон. Для этого к фигурке припаивают восковую ножку, или литник, и опускают ее в гипсовую массу. Когда масса застынет, конструкцию ставят в печь на целую ночь: воск расплавляется и вытекает, оставляя пустоты в гипсе, а сам гипс запекается до керамики. Затем в гипсовую форму заливают расплавленный металл. И, наконец, гипс разламывают, а эталон вынимают.

По эталону делают многоразовую резиновую форму, из которой выйдет целая серия «близнецов». Его помещают между двумя слоями массы, мягкой, словно пластилин. Но после вулканизации, нагревания под давлением, резина становится жесткой и упругой. Резиновый оттиск разрезают и используют для создания восковых моделей.

Из "резинок" выходят восковые прототипы

Из "резинок" выходят восковые прототипы

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Эталоны собраны в специальной кладовой, – рассказывает Любовь. – Резиновые формы хоть и не вечные, но тоже служат долго, поэтому есть хранилище и для них. Мы называем его «резинотекой».

ДРАГОЦЕННОЕ ДЕРЕВО

Восковые «внуки» и «правнуки» отличаются от своего прародителя, вышедшего из 3D-принтера: их готовят из растопленного гранулированного воска, который под давлением впрыскивают в «резинки». Внутри бачка, где плавят воск, держится температура 75 градусов.

Застывшим моделям добавляют «ножки»-литники и припаивают их к большому восковому стержню. Получается что-то вроде елочки. Восковое дерево взвешивают (от массы зависит, сколько понадобится серебра или золота) и помещают в опоку, стакан из тугоплавкого металла.

Восковые деревья очень точны, то служат лишь раз

Восковые деревья очень точны, то служат лишь раз

Фото: Олег ЗОЛОТО

Елочку заливаю гипсом, прокаливают и ставят в литейную машину: сверху, в тигле, плавится драгоценный металл, который под давлением попадает в форму. Чтобы ему было легче заполнить пустоты в гипсе, конструкция вращается.

– Наконец, гипс размывают, – объясняет Любовь. – И получается точно такое же дерево, только из золота или серебра.

«Собранные с деревьев» колечки и сережки отправляют на участок полировки. Там они купаются в котлах, наполненных абразивом и шампунями: шершавые кусочки пластика, скорлупа орехов – от крупного абразива к мелкому. Последняя стадия обработки – барабан с блестящими металлическими шариками.

Барабан с шариками, барабан с ореховой скорлупой

Барабан с шариками, барабан с ореховой скорлупой

Фото: Олег ЗОЛОТО

Завершает «водные процедуры» ультразвуковая ванна, где изделия избавляют от частичек абразива. И хотя после такой обработки они блестят, но недостаточно: нужна ручная полировка. В ход идут мягкие шайбы и бормашины.

– Бормашина – это техника, скорее, ювелирная, – отмечают ювелиры. – Стоматологи и зубные техники тоже своего рода ювелиры, которым нужен очень тонкий инструмент. Но отличие в запасе прочности: их машинки работают пять минут в час, а наши – часами.

ЛАМИНАТ ИЗ БРИЛЛИАНТОВ

После механической полировки серьги, кольца и колье отправляются на подбор вставок – драгоценных камней. Их закупают в Смоленске, Якутии, за границей уже ограненными.

– У нас есть свой участок огранки, но на нем мы делаем только штучные изделия, – рассказывает Любовь. – Раньше был большой цех по огранке, стояли десятки станков, автоматически ограняли сотни вставок за раз. А сейчас смысла нет: есть фабрики, которые делают это дешевле и быстрее.

Над нестандартными огранками работают вручную. Самое твердое вещество на планете, алмазы, гранят алмазами: шайбой с алмазным напылением и алмазной пастой.

– Камушек крепим на специальную оправку и вставляем в поворотный механизм, – рассказывают огранщики. – Он поворачивается на доли градуса. Работа идет под лупой. Повернули – провели шайбой. Потом вынули камень, перевернули обратной стороной. Шайбой надо провести 57 раз. А ведь каждую грань еще и отполировать нужно!

Такая закрепка называется "invisible"

Такая закрепка называется "invisible"

Фото: Олег ЗОЛОТО

Готовые камни под микроскопом крепят в изделие. Видов закрепок много, но самая необычная – «invisible» (с англ. «невидимый». – Прим. ред.): камни квадратной огранки, или «принцессы», собирают в единое переливающееся полотно.

– Крайние камни в полотне держатся за счет пазов в них и рельсиков, – рассказывает Любовь. – А остальные – друг за счет друга. Как ламинат. Технология уникальна своею сложностью.

В РУКАХ НЕ УНЕСТИ

Столовые приборы – ложки, вилки и ножи – делают из серебра 925 пробы. Слитки из чистого металла расплавляют с добавлением меди и пропускают через вальцы так, что получается серебряная лента заданной толщины. Ее рубят на полосы, а потом отжигают в печи, остужают в ванне, отбеливают в растворе серной кислоты и отправляют на штамповку.

Жар помогает нормализовать кристаллическую решетку металла

Жар помогает нормализовать кристаллическую решетку металла

Фото: Олег ЗОЛОТО

Чтобы получилась ложка, один край серебряной полоски развальцовывают. В дальнейшем он превратится в лоток. Но прежде заготовка проходит через вырубку.

Из развальцованного края заготовки выдавят черпак ложки

Из развальцованного края заготовки выдавят черпак ложки

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Есть такие штампы, которые весят больше 50 килограммов, – делятся работники предприятия. – Они даже хранятся на специальных платформах, а к станкам их подвозят на тележках: в руках не унести.

Штампов для столовых приборов на заводе великое множество: на черенках ложечек и вилочек чеканят и гербы, и ангелов, и паровозики, и зверушек – все, что угодно. Оставшийся после вырубки металл отправляют на переплавку в ту же ленту, а из тонкого края заготовки выдавливают черпак.

На ручках столовых приборов может быть все, что душе угодно

На ручках столовых приборов может быть все, что душе угодно

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Есть и посольский столовый набор, и президентский, с золочением и без, – рассказывают на фабрике. – Число приборов и состав набора зависит от заказчика. Ведь пользоваться полноценной столовой серебряной ложкой под силу не каждому: она весит больше ста граммов.

СЕРЕБРЯНЫЕ «БЛИНЧИКИ»

А вот объемную посуду – чашки, блюдца, кувшины – и предметы интерьера делают из серебряных «блинчиков», которые вырезают вручную из серебряной пластины. Форму будущие кофейники, подсвечники и ведра для шампанского приобретают на давильном станке.

"Блины" становятся чашками и кувшинами под давильным станком

"Блины" становятся чашками и кувшинами под давильным станком

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Для посуды приобретаем гостовский прокат: сами настолько плотные и качественные серебряные пластины делать, к сожалению, не можем, – отмечает Любовь. – А качество его нам очень важно: поверхность изделия должна быть идеально гладкой, иначе эмаль не ляжет.

Серебряный «блин» накладывают на форму, которая постоянно вращается, словно кусок глины на гончарном круге. С помощью «ювелирных» инструментов (размеры которых порой превышают полметра) заготовка обретает объемы.

Такие "набалдашники" помогают плоской заготовке обрести форму

Такие "набалдашники" помогают плоской заготовке обрести форму

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Трудно поверить, но из «блинчика» получилась даже вот эта труба, – указывает Любовь на деталь будущего подсвечника. – У нее – ни шва, ни места пайки. Но чтобы изготовить ее, пришлось совершить 20 операций!

Основание, верхняя чашечка, даже ножка этого подсвечника сделаны из "блинчиков"

Основание, верхняя чашечка, даже ножка этого подсвечника сделаны из "блинчиков"

Фото: Олег ЗОЛОТО

Полноценный сервиз объединяет плоскую посуду (столовые приборы) и объемную, причем «выдавленные» чашки и молочники нередко дополняют литьевыми деталями.

– Например, стопка-перевертыш – стопка, которую нельзя поставить, не опустошив, из-за украшающей ее фигурки, – объясняет Любовь. – Саму стопочку сделали методом холодной давки. А вот фигурку отлили и присоединили с помощью пайки.

Такую стопку не поставишь на стол, не опустошив

Такую стопку не поставишь на стол, не опустошив

Фото: Олег ЗОЛОТО

И хотя собрать посуду из множества деталей дело непростое, есть кое-что на порядок труднее: украсить готовый сервиз филигранью и эмалью.

ФИЛИГРАННАЯ РАБОТА

Филигрань – ажурный металлический узор, припаянный к основному изделию. Его выкладывают из скани – тоненькой проволоки из серебра 960 пробы: оно мягче, а значит, легче складывается в «пирожки» и «завитушки».

Скань. Вид "до"

Скань. Вид "до"

Фото: Олег ЗОЛОТО

Процесс изготовления скани напоминает труд древнерусских мастеров, вяжущих кольчуги. Пруток в сантиметр толщиной пропускают через механизмы с попутным купанием в воде и масле десятки раз, прежде чем он вытянется в тонюсенькую проволоку.

Вытянуть брусок металла в скань - дело не пяти минут

Вытянуть брусок металла в скань - дело не пяти минут

Фото: Олег ЗОЛОТО

Скань, при необходимости, скручивают в две-три ниточки, чтобы получить эффект «линии из гранул» (отсюда и название «филигрань»). Из проволочки нарезают кусочки, которые с помощью пинцета скручивают в детальки нужной формы. Точность превыше всего, ведь узор филиграни может состоять из нескольких тысяч элементов.

Крошечные завитушки должны быть одинаковыми, иначе симметричного рисунка не получится

Крошечные завитушки должны быть одинаковыми, иначе симметричного рисунка не получится

Фото: Олег ЗОЛОТО

Пока одни мастерицы гнут скань, другие расчерчивают изделия, которые предстоит украсить, циркулем.

Порой на изделии уживаются тысячи деталек

Порой на изделии уживаются тысячи деталек

Фото: Олег ЗОЛОТО

Детальки – а это не только филигрань, но и зернь, серебряные шарики, – сажают на клей, посыпают припоем и нагревают открытым огнем. Клей сгорает, припой расплавляется – и серебряный узор припаивается к основе.

Клей полностью сгорает

Клей полностью сгорает

Фото: Олег ЗОЛОТО

ВАННА С ЗОЛОТОМ

Пока изделия остывают, на соседнем участке готовят эмаль. Ее получают из разноцветного свинцово-силикатного стекла, которое дробят и смешивают с дистиллированной водой.

Теперь можно и раскрашивать

Теперь можно и раскрашивать

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Потом этой «сметаной» маленькими капельками заполняем ячейки на изделии, – рассказывают мастера.

Порошок держится на поверхности за счет воды

Порошок держится на поверхности за счет воды

Фото: Олег ЗОЛОТО

Расписанное изделие отправляют в печь, где стекло расплавляется и приваривается к серебру. Получается, будто чашки и блюдца покрыты стеклянной скорлупой.

Температуру в печи диктуют краски

Температуру в печи диктуют краски

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Время в печи зависит от размера изделия, – объясняет Любовь. – А температуру диктует эмаль: одна плавится при 740 градусах, другая – при 880. При этом низкоплавкие и тугоплавкие отжигать вместе нельзя: низкоплавкие просто выгорят. Поэтому или подбираем похожие эмали, или отжигаем несколько раз.

Кувшин в стеклянной скорлупе ожидает золочение. Чтоб сохранился еще дольше

Кувшин в стеклянной скорлупе ожидает золочение. Чтоб сохранился еще дольше

Фото: Олег ЗОЛОТО

Для большего эффекта эмаль расписывают. Тоже эмалью, но в другом виде: для изготовления таких «красок» стекло перетирают в пыль и смешивают со скипидарным маслом. Процесс росписи похож на рисование акварелью. Краски приплавляют в печи, а затем покрывают изделие прозрачным стеклом и снова отправляют «погреться».

Стеклянные краски напоминают акварель

Стеклянные краски напоминают акварель

Фото: Олег ЗОЛОТО

Последний штрих – золочение, которое не только предохраняет серебро от окисления, но и делает эмалево-филигранные изделия еще красивее. Для этого вазы и подсвечники опускают в ванну с электролитом, где растворено чистое золото.

ДУХОВНО БОГАТЫЕ

Но, пожалуй, вершина мастерства художников по эмали – финифть. Это, когда на медной пластине, покрытой толстым слоем эмали, эмалью же рисуют картину с нуля, будто на чистом листе бумаги. Создание одной миниатюры размером 10 на 15 сантиметров может растянуться на полтора месяца – и увеличить стандартный срок изготовления изделия вдвое. Стеклянные картины вставляют в рамки и шкатулки. Большинство миниатюр – иконы.

Финифть - это повод дать фантазии разгуляться

Финифть - это повод дать фантазии разгуляться

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Наши художники относятся к написанию ликов святых очень осторожно, – рассказывают на предприятии. – Они - девушки духовно богатые: если поступает новый заказ, то в поисках образов идут в церковь, покупают иконы и специальную литературу. Это настоящие иконописцы, благословленные батюшкой, как и положено.

Из эмали могут быть не только целые полотна, но и только лики святых, которые вставляют в золоченые оклады. Их основой становятся латунные пластины, которые серебрят и золотят гальваническим способом.

В основе классических икон - латунные пластины

В основе классических икон - латунные пластины

Фото: Олег ЗОЛОТО

Кроме «горячей» эмали и финифти, занимаются мастера и эмалью «холодной». Состав ее отличается кардинально: это современный импортный пластик, который смешивают по строжайшей рецептуре из красителя и отвердителя. Массу закладывают в выемки на ручках тех же ложек и запекают при 100 градусах.

– Эта эмаль нехрупкая, механически не повреждается, – отмечает Любовь. – А если кусочек и выпадет, то не нанесет человеку вреда. Поэтому такую безопасную эмаль мы используем для детских столовых приборов. При этом качество материала высокое, так что украшаем ею даже ювелирные изделия с бриллиантами.

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

Заключительный этап – ручная полировка. Нежными щетками и кисточками (вплоть до кистей из бархатных ниток!) убирают мельчайшие потертости и царапинки, оставшиеся от инструментов закрепщика.

Блеск - последний штрих в руде ювелира

Блеск - последний штрих в руде ювелира

Фото: Олег ЗОЛОТО

– Чтобы изделие выпустить, оно должно блестеть, – рассказывает полировщица Галина. – Это как последний штрих художника, от которого зависит, как будет выглядеть вся картина. Но главное – ничего не испортить. Вот, например, брошь в форме скарабея: посмотрите на эти тоненькие ножки, усики! Кстати, спинка скарабея сделана из звездчатого сапфира: с какой бы стороны ты не смотрел, лучики всегда за тобою следят. Подделать такой камень невозможно.

Куда бы ты ни пошел, звездчатый сапфир будет следить за тобой

Куда бы ты ни пошел, звездчатый сапфир будет следить за тобой

Фото: Олег ЗОЛОТО

Металл – золото, серебро, медь, платину, латунь – ювелиры заказывают в виде слитков и проката на заводах Москвы и Оренбурга, а остатки драгметалла отправляют на обогащение в Касимов. Каждое изделие проходит проверку не только отдела контроля качества, но и пробивной палаты, поэтому на каждом – два клейма.

ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ ДЕВУШЕК:

Большинство покупателей ювелирных украшений – женщины. Но и мужчины в стремлении украсить себя не отстают: даже в кризисные времена всегда есть те, кто покупает золотые зажимы для галстуков и запонки с бриллиантами.

По наблюдениям мастеров, сейчас в моде серебро. Активно продаются украшения, связанные с религией, причем молодежь предпочитает не крестики, а образки.

Ювелиры помнят традиции Фаберже

Ювелиры помнят традиции Фаберже

Фото: Олег ЗОЛОТО

ДРАГОЦЕННЫЕ «КОНСЕРВЫ»:

Сегодня на предприятии законсервированы три участка: алмазной нарезки, обручальных колец и вязания цепочек. На рынке обручальных колец высокая конкуренция. А ограненные камни и цепочки выгоднее закупать на стороне.

– Чтобы сплести полтора метра цепочки, нужной нам для нескольких колье, придется заправлять в станок сотни метров проволоки, – объясняют специалисты. – Плюс получится много отходов, которые непросто переплавить: в печи сгорает больше металла, чем получается на выходе.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

ФОТОГАЛЕРЕЯ: Петербургские ювелиры на предприятии "Русские самоцветы" складывают бриллианты в полотна и пишут иконы из стекла