Премия Рунета-2020
Крым
+18°
Boom metrics
Общество18 января 2018 17:40

Герман Клименко о "силиконовой долине" и "цифровом оффшоре" в Крыму, безопасности в интернете и защите для чиновников

Советник президента России по интернету в Симферополе ответил на вопросы студентов
Герман Клименко

Герман Клименко

Фото: Станислав МАЗУР

Сегодня с официальным визитом Крым посетил советник президента России по вопросам развития интернета Герман Клименко. В ходе своей поездки советник встретился в Симферополе в республиканском пресс-центре со студентами и представителями СМИ Республики Крым. На встрече он ответил на множество интересующих молодежь вопросов об IT-сфере и интернете в мире, России и Крыму. «Комсомолка» подобрала ответы на самые актуальные и интересные для крымских читателей вопросы, адресованные советнику Владимира Путина.

О ЦИФРОВОМ ОФФШОРЕ В КРЫМУ

- В 2015 году власти Европы и США ввели против Крыма санкции, запретив торговать своим компаниям с Крымом. Звучала идея, чтобы ввести некий «цифровой оффшор» - зону, на которую не распространяется действие патентов и авторских прав американских и европейских компаний – своего рода контрсанкции. Как вы считаете, можно ли эту идею реализовать?

- Авторские права – это уважение к работе автора. Это оценка авторского труда, от того, что США вводит санкции против Крыма, обижать авторов не очень хорошо. Когда обижаете авторов, то они обижают вас. Если с вами поступают не по закону, то правильно действовать в соответствии с законодательством в разумных пределах. Теория «цифрового оффшора» красивая, она звучит хорошо - у меня есть коллеги, которые тоже придерживаются такого мнения, но на практике нужно нормально развиваться, нормально двигаться, уважение к трудам авторов важно.

О РАЗВИТИИ IT-СЕКТОРА НА ПОЛУОСТРОВЕ

- Какие перспективы развития IT-сектора в небольших городах Крыма?

- Я разговаривал с вашими начальниками разного уровня про создание «силиконовой долины», криптокрым и прочее. Когда мы говорим о «силиконовых долинах, мы забываем, что они создавались в 70-е годы, когда не было связи. Когда у вас есть возможность позвонить-поговорить, вам не нужно нигде концентрироваться. На текущий момент надо признать, что нет ни одной осмысленной истории, чтобы в Крыму делать «силиконовую долину». Знание, так как связь есть, оно мгновенно, нет никакой необходимости в личном общении с соседом – можете включить Skype на двоих, троих, четверых, пятерых, десятерых и обсудить все ваши вопросы. Место перестало вообще играть роль, поэтому все зависит только от качества образования и удобства вашей жизни.

О БЕЗОПАСНОСТИ В СЕТИ

- Как обстоят дела с вопросом безопасности в интернете?

- Все государства озабочены вопросом безопасности в интернете, мы (Россия.- Авт.) находимся в этом плане в серой зоне. Справа китайская модель, слева - американская. Американская модель возможна, если вы владеете всеми ресурсами, китайская - если у вас есть силы построить большую стенку. Мы выстраиваем свой особый путь, получается вроде неплохо. По пути жестких ограничений идут наши соседи из Украины, которые полностью забанили поисковик Яндекс и соцсеть Вконтакте.

Я думаю, что все страны рано или поздно придут к тому, что какие-то ограничения будут, они не будут связаны с тем, чтобы кого-то ограничить, они связны с тем, чтобы ликвидировать анонимность. Как это ни грустно звучит – анонимность это наркотики, это все нехорошее. Все государства будут от этого избавляться. Все будут выстраивать свои виртуальные гранички с той или иной степени плотности. Ничего страшного в этом не вижу.

О ЗАКРЫТОМ ИНТЕРНЕТЕ В РОССИИ

- Недавно на совещании Совета безопасности президент России говорил о создании независимого от международных организаций интернета. Как вы считаете, какие перспективы создания интернета в пределах Российской Федерации?

- У нас уже есть закрытый интернет по китайской модели. Был указ президента о создании закрытой оболочки для государственных чиновников. Все госчиновники на своих местах в некоем загоне, они не могут ходить на порносайты, не могут играть в рабочее время. Все ужасы, которые вы можете представить по отношению к чиновникам, они реализованы. Нет ничего плохого, аналогичная история в Европе, во Франции.

- Какие меры предпринимают для того, чтобы законодательно урегулировать проблемы интернет-пространства?

- Знаете, всегда есть те, кто хочет все закрыть и наоборот - разрешить. При этом надо найти какой-то разумный подход к проблеме. Дело в том, то интернет так быстро развивается, а мы попали в такую странную временную эпоху, когда он к нам пришел на 20 лет позже, чем везде. Поэтому, к сожалению, у нас средний класс чиновников в возрасте 45+ не совсем понимает весь механизм этой системы. Даже мои коллеги, люди взрослые, говорят: «Нужно спасать детей - вытягивать их из -за компьютеров». Да нам бы за ними успеть добежать - это другая позиция. Спасать надо, это когда ты сам умеешь плавать. А послушать то, о чем молодежь говорит в контексте какой-то игры, - так не все поймут даже одно какое-нибудь слово. Поэтому предложений поступает много. Но государство - как судья. А судья, на самом деле, не обязан во всем разбираться, так как есть адвокаты-прокуроры-экспертизы. Поэтому государство в зависимости от спроса и реагирует. Вот когда была история с «Синим китом», на мой взгляд - сильно преувеличенная, тогда возникла информационная волна, а следовательно - и запрос. Потом в законодательном поле появилась статья «За доведение до самоубийства». Поэтому история с регуляторикой в интернете - это позиция сторон в обществе. А общество, по большому счету, все же инертно. Вот и государство в этом направлении отстает. В связи с этим хотелось бы привести пример из сферы цифровой медицины. Процесс идет, поступает оборудование, а врачи на местах не обучены. При этом закон о теле-медицине принимался два года. То же самое происходит и с законодательством в интернет-сфере. Но развитие - при балансе 50 на 50 - есть.

- С 1 января у нас действует статья об административных нарушениях в плане запрета на анонимность мессенджеров - введена привязка к сим-карте и электронной подписи. Но все равно существуют виртуальные номера, есть сервисы, которые создают и моментально уничтожают номера, используемые понятно для какого общения... Мы можем обязать эти компании отчитываться перед государством, и как быть, если некоторые находятся вне страны?

- Меня все время спрашивают: «Как победить ресурсы, которые не сотрудничают с правоохранительными органами?». Ответ - запретить чиновникам ими пользоваться. Таким образом, будет энергоотток. Система характеризуется не ошибками, а реакцией на них. По моему наблюдению, реакция улучшается, и не все так плохо в датском королевстве.

- Какие настроения в правительстве относительно судьбы криптовалют?

- Трудно сказать. Сама технология неэффективная, дорогая. Криптовалюта никогда не будет легализована. Вы не прочитаете, что сейчас в какой-либо стране мира принимают биткоин, биокоин, альткоинт и ещё что-то. У меня двадцатилетний банковский опыт, и я был в Санкт-Петербурге в концентрированной тусовке крипто-энтузиастов, которые интересовались вопросом легализации. Там ответил примерно так: «Тогда, когда вы заявку пропишете в определенном законе с учетом того, что черные деньги не попадут в экономику России». Но я не видел еще ни одного юридического документа, близко подходящего к этому вопросу. В вопросе майнинга - перевод электричества в деньги - нет бухгалтерских соответствий. Как поставить на баланс и определить НДС - вопрос. Люди сейчас страстно спорят о том, о чём они не понимают. Краудинвестинг перспективен, в этом направлении есть развитие.

О МЕХАНИЗМЕ КОНТРОЛЯ

- Насколько правительство РФ влияет на YouTube и блочит каналы на YouTube, неугодные правительству России?

- YouTube, например, когда к нему приходит судебное решение, он их исполняет, но за вещание он не отвечает. Никто не знает только что с этим делать. Наши законодатели принимают разного рода законопроекты, у нас периодически возникает история, когда в YouTube происходит откровенное нарушение – идет решение суда. Не по закону о СМИ идет работа, а как с обычным субъектом права. YouTube когда-то выполняет законы, когда-то не выполняет. Ситуация с YouTube находится в странной юридической лакуне, которая вызывает споры. Действительн, YouTube не подпадает под действие нашего законодательства - точнее, мы думаем, что подпадает, но механизма контроля у нас нет. То, что YouTube удаляет видеосюжеты по решение суда – это, грубо говоря, его добрая воля. Если он эти решения не исполнит, сложно представить пока,что Роскомнадзор забанит YouTube. Есть такая законодательная дырка, в будущем ее, возможно, закроют.

СПРАВКА «КП» "Цифровой оффшор" - условное обозначение территории, на которой не действуют международные договора в сфере патентной защиты и авторского права. "Силиконовая долина" или "Кремниевая долина" - юго-западная часть консолидированного метрополитенского статистического ареала (агломерации-конурбации) Сан-Франциско в штате Калифорния (США), отличающаяся большой плотностью высокотехнологичных компаний, связанных с разработкой и производством компьютеров и их составляющих, особенно микропроцессоров, а также программного обеспечения, устройств мобильной связи, биотехнологии и т. п

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Аксенов: Мы думаем, как создать в Крыму аналог Силиконовой долины

Власти республики намерены открыть на полуострове площадку для молодых IT-специалистов из Украины (подробнее)