Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Boom metrics
Звезды9 февраля 2018 12:45

«Он создал совершенно особый образ Ленинграда»

В Культурно-просветительском центре «Марата 64» до 28 февраля открыта экспозиция «Портрет на фоне города», посвященная 100-летию Ильи Голанда (1918-1977), выдающегося фотомастера, чьи снимки расходились в виде открыток по всему СССР
Источник:kp.ru
Фото: из личного архива семьи И. Голанда

Фото: из личного архива семьи И. Голанда

СКАЗАНО

Заслуженный художник России, художественный редактор издательства «Аврора» с 1969 года Евгений Большаков:

— Илья Голанд создал своим творчеством совершенно особый образ Ленинграда. Его цветные панорамы раскрывали самую суть архитектурных композиций города. В его съемке — спокойное достоинство великого города. Панорамы давали возможность почувствовать горизонтальную протяженность с отдельными доминантами шпилей и куполов соборов, что создает неповторимый вид, отличный от всех остальных городов мира. Илья Борухович разработал новые принципы съемки, новую стилистику. Новые поколения фотохудожников используют его опыт, зачастую даже не догадываясь об этом. Он по праву занимает свое место в истории отечественной фотографии.

Фото: личный архив семьи И.Голанда.

Фото: личный архив семьи И.Голанда.

Рассматривая сегодня интереснейшие и качественные панорамы Ильи Голанда, удивляешься, что они были засняты дореволюционной деревянной дорожной камерой форматом 50х50 сантиметров, которую он сам реконструировал. Конструкция этого аппарата позволяла регулировать и выправлять кадр при съемке архитектуры за счет передней и задней «плавающих» стенок, которые были соединены растягивающимися мехами.

Фото: личный архив семьи И.Голанда

Фото: личный архив семьи И.Голанда

О профессии фотографа он задумался в свердловском госпитале, где находился после тяжелого ранения, полученного в июне 1944-го на Карельском фронте. Тогда рядом со звукометристом-разведчиком Ильей Голандом, выполнявшим боевое задание, разорвался немецкий минометный снаряд. Осколки поразили все тело, застряли даже в левом виске. Бойцу пришлось перенести 11 (!) операций, с окончательной ампутацией обеих ног. Главный хранитель Китайского отдела эвакуированного в Свердловск Эрмитажа Марианна Кречетова принесла Илье фотоаппарат и трофейную пленку. Поначалу он фотографировал в палатах красноармейцев, медсестер и врачей, а в рентгеновском кабинете проявлял пленки и печатал снимки. Снимки постепенно становились все лучше и лучше, и однажды Илью попросили пофотографировать сотрудников Эрмитажа и его ценности, хранившиеся в огромных ящиках. Он с успехом справился с заданием, и позже, уже в Ленинграде, в Эрмитаже сделали выставку этих фотографий.

Фото: И.Голанд

Фото: И.Голанд

В августе 1945-го пришло время выписываться. Илья уже знал, что его родителей, обеих старших сестер с мужьями и детьми расстреляли в Даугавпилсе немцы совместно с латвийской вспомогательной полицией, а младшие сестра и брат пропали без вести. Марианна Кречетова предложила Илье отправиться в Ленинград, где его приняла семья ее сестры Тамары Кречетовой, научного сотрудника Русского музея. А через полгода он получил от горисполкома отдельную квартиру на первом этаже в Петроградском районе.

Фото: И.Голанд

Фото: И.Голанд

Сотрудничая с журналом «Нева» и разными издательствами, Голанд в 1960 году был принят в Союз журналистов СССР. На 401-м «Москвиче» с ручным управлением он изъездил город в поисках наиболее подходящей точки съемки; обходил окрестности, обдумывал каждый кадр. И потом фотографировал это место из окон, с балконов и крыш домов, с колоколен и башен. Вел съемку также с крыши своего автомобиля, оборудовав своеобразную вышку-башню с крутящимся полом, складным стулом и местом для штатива, а поднимался туда по лестнице, прикрепленной вдоль багажника.

Фото: И.Голанд

Фото: И.Голанд

В июле 1956 г. комендант Кремля генерал-лейтенант Андрей Веденин выдал Илье Голанду разрешение на двухнедельную съемку. С этого началась работа над большим фотоальбомом о Москве, которая продолжилась на улицах столицы во время Международного фестиваля молодежи и студентов (1957).

Фото: И.Голанд

Фото: И.Голанд

Случались и курьезы. Во время съемки Георгиевского зала Кремля, Голанд на глазах у всех присутствующих достал из сумки огромное шерстяное одеяло, и невозмутимо накрылся им для просмотра кадра на матовом стекле фотоаппарата.

Фото: И.Голанд

Фото: И.Голанд

Несмотря на то, что Илья Голанд невольно стал конкурентом для московских фотографов, и в связи с этим даже вызвал настороженность со стороны министра культуры Екатерины Фурцевой, его московские фотосюжеты увидели свет. Сначала директор издательства «Московский рабочий» Николай Еселев показал Фурцевой готовые цветные пробные оттиски с цветоделенных диапозитивов Голанда, а после и сам Хрущев одобрил эти оттиски. Он распорядился издать подарочный фотоальбом. Никита Сергеевич дарил его руководителям зарубежных стран, в том числе и английской королеве.

Следующими фотоальбомами Голанда были «Ленинград» («Лениздат», 1964) и «Днепропетровск» (1964; на украинском и русском языках), а впоследствии — другие авторские издания. Миллионными тиражами были выпущены открытки с видами Ленинграда, Москвы, Крыма, Кавказа, а также натюрморты. Голанда также пришлашали издательства Харькова, Запорожья, Ташкента"

Фото: И.Голанд

Фото: И.Голанд

КСТАТИ

Среди экспонатов нынешней экспозиции можно увидеть не только упомянутые фотоальбомы, но также интересные архивные документы той эпохи, включая справку из госпиталя в Свердловске, договора с издательствами, семейные фотографии и многое другое. И есть возможность рассмотреть и изучить весь арсенал фотографа Ильи Голанда: фотоаппараты, светофильтры, объективы, съемочные цветные негативы и цветоделенные диапозитивы.