Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-1°
Boom metrics
Общество16 февраля 2018 18:30

При реставрации Исаакиевского собора найдены послания вековой давности

«Комсомолка» рассказывает, что скрывают строительные леса на вершине музея
Леса "выросли" три года назад.

Леса "выросли" три года назад.

Фото: Олег ЗОЛОТО

История Исаакиевского собор началась почти триста лет назад. В 1707 году на небольшом клочке земли была построена деревянная церквушка, где Петр обвенчался с Екатериной. Чуть позднее бревна и доски сменил камень, но и это здание долго не протянуло. Памятник Огюста Монферрана, дошедший до наших дней – четвертое воплощение собора, воздвигнутого в честь преподобного Исаакия Далматского. На его строительство ушло сорок долгих лет.

Здание поражает величием: мощные колонны, скульптуры и огромный купол с венчающим его фонариком и греческим золотым крестом. Правда, оценить всю красоту собора гостям города пока не удается. Мешает неприглядная деревянная коробка, за которой спряталась самая высокая часть Исаакия. Ее третий год кропотливо восстанавливают реставраторы. «Комсомолка» узнала, что же скрылось от глаз жителей и какие тайны хранит фонарик музея.

ФОТОГАЛЕРЕЯ: Что скрывают строительные леса на вершине Исаакиевского собора?

.

.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Реставрация для Исаакиевского собора процесс непрекращающийся. Здание настолько большое, что ему постоянно необходим ремонт. «То здесь заболит, то там». Забавно, но впервые необходимость проведения восстановительных работ возникла еще в 1841 году – за 17 лет до завершения строительства.

.

.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Световой фонарик Исаакиевского собора, над которым сейчас трудятся специалисты, стоял нетронутым со дня основания  храма. С земли он кажется чуть больше наперстка. На самом деле его высота почти 14 метров. И это не считая креста. У специалистов ушел не один месяц на обследование площади, нуждающейся в реставрации.

.

.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Ветер и влага – главные враги архитектуры. Располагаясь на расстоянии почти в ста метрах от земли, фонарик долгие годы терпел капризы петербургской погоды. За 160 лет его прилично потрепало: стены пострадали от коррозии.

.

.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Золотое покрытие, созданное под чутким руководством Монферрана, реставраторы не трогают. Несмотря на легкие потертости и вмятины, оно по-прежнему в хорошем состоянии. В порядке и металлический  каркас, который строили на века.

- Здесь использовано  огневое золочение. Для того, чтобы так покрыть медь, рабочие создавали альмагаму – сплав ртути и золота. Получившейся консистенцией они вручную покрывали металл.  Вредность такого процесса была безумной, - говорит Сергей.

.

.

Фото: Олег ЗОЛОТО

- Фонарик сделан из чугуна, облицован медью. Зелень – это патина. Она появляется в местах поврежденного покрытия, где появляется медь и окисляется.  Патина защищает металл от дальнейшего разрушения. Внутреннее пространство фонарика было утеплено конским волосом и войлоком. Этот материал мы изъяли и заменили на современный, негорючий, - рассказывает Сергей, сотрудник компании «Возрождение Петербурга», ведущей раставрационные работы.

.

.

Фото: Олег ЗОЛОТО

На позолоченных частях заметны неглубокие царапины. Это дело рук, а, точнее, лап ворон. Простодушные любители всего блестящего облюбовали верхнюю часть фонарика. Себе они придумали аттракцион: птицы садятся на хвост и скатываются вниз по металлу.

.

.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Еще один важный этап работы – утепление купола. В последние десятилетия морозоустойчивость конструкции начала сдавать. Сказывалось это не только на температуре в здании и затратах на отопление, но и на сохранности уникальной живописи, покрывающей стены Исаакиевского собора.

.

.

Фото: Олег ЗОЛОТО

На окнах реставраторы обнаружили «приветы» из прошлого. На потемневших и местами разбитых стеклах были выцарапаны имена и фамилии. Одна из старейших надписей принадлежит некому Морозову. Он оставил потомкам напоминание о себе больше ста лет назад – в 1908 году.

- Такие стекла – это память. Мы их не будем уничтожать. Соберем вместе с одной из сторон фонарика, - рассказывает Сергей.

.

.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Крест вздымается над городом на высоте в 101,5 метр. Когда реставраторы приступили к работе, он находился в удручающем состоянии. Казалось, что еще чуть-чуть, и он рухнет вниз. Собственно, так и произошло, но лишь с одной его частью. Крепления ослабли, и нижняя деталь весом в 20 килограммов свалилась вниз. Благо, осталась на крыше. Ее нашли и посадили на место. Швы креста накрепко заварили и сделали новые клепки. Выглядит надежно.

.

.

Фото: Олег ЗОЛОТО

Впереди у реставраторов еще много работы. Строительные леса покинут обновленный фонарик в 2018 году. Однако точная дата еще неизвестна.