Девятикилометровый подъезд к Петрозаводску стал первым контрактом на объектах ФКУ Упрдор «Кола», где компания несла полную ответственность за подготовку проектной документации
Капитальный ремонт дороги - всегда сложнее нового строительства. В процессе ремонта укрепляется грунт, устраняются дефекты основания, восстанавливается система водоотведения и покрытие. По сложности и стоимости капитальный ремонт дороги часто сопоставим со строительством новой.
ОСОБО ВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ
Высокие темпы проведения работ впечатлили даже министра транспорта России Максима Соколова, который 21 августа 2017 года принял участие в торжественном открытии движения по капитально отремонтированному 9-километровому подъезду к Петрозаводску федеральной автодороги Р-21 «Кола». В комментариях тогда написали, что в 2016 году Росавтодором из федерального бюджета были выделены средства на проектирование, а уже в октябре того же года начались строительно-монтажные работы на объекте, в конечном итоге выполненные с опережением на три месяца. Сокращению сроков контракта способствовала грамотная организация работ подрядчиком АО «ВАД», которая опиралась на качественно подготовленную проектную документацию. Именно точные расчеты и продуманные решения проектировщиков предоставили строителям широкое поле для маневра.
- Это был наш первый контракт на объектах Упрдора «Кола», где мы несли полную ответственность за подготовку проектной документации как генеральный подрядчик, - говорит генеральный директор ООО «Альянс Групп» Сергей Яговкин. - Работа была непростой во многих отношениях - начиная от сложных геологических условий, что в Карелии является обычным делом, до важности самого участка, фактически являющегося автомобильными воротами столицы республики.
Генеральный директор ООО «Альянс Групп» Сергей Яговкин
На данном участке фактически была сделана реконструкция, в результате которой вместо двух полос стало четыре, а в местах съездов вместе с полосами разгона - все шесть. На такую ширину шоссе могут даже самолеты садиться!
Сегодня мы пользуемся красивой и качественной автострадой. А на стадии проектирования пришлось применить «мозговой штурм», чтобы вписаться в лимиты финансирования и достичь наилучшего результата. Было подготовлено три варианта капитального ремонта трассы, каждый из которых можно было отправлять в экспертизу и утверждать. Совместно с заказчиком тщательно проработали каждый и остановились на самом оптимальном.
- Мы доказали, что умеем работать быстро и качественно, - подчеркивает Сергей Яговкин. - У нас сегодня собран молодой коллектив увлеченных своим делом людей, способных решать задачи любой сложности, в том числе принимая нестандартные решения.
ТРУДНОСТИ ЗАКАЛЯЮТ ХАРАКТЕР
До подписания контракта на проектирование подъезда к Петрозаводску компания «Альянс Групп», образованная в 2012 году, уже прошла проверку в «боевых условиях» на объектах Упрдора «Колы» и Управления автомобильных дорог Республики Карелия. На карельском участке автотрассы А-119 Вологда - Медвежьегорск - автотрасса Р-21 «Кола» было выполнено проектирование двух объектов капитального ремонта (444 - 464 км и 406 - 428 км), работая на субподряде у ООО «Геолайн». Фактически сделан полный объем - от изысканий до прохождения экспертизы. Генеральный подрядчик контролировал работу и в случае необходимости готов был подключиться. Но этого не потребовалось.
На региональных дорогах были выполнены объекты - ремонт автотрассы Лоухи Суоперя (110 - 160 км) и ремонт участка автотрассы Петрозаводск - Шуйская (0 - 7 км).
- На объектах «Колы» мы начали работать со времени создания, - рассказывает Сергей Яговкин. - Вначале это были небольшие задачи: проектирование съездов с переходно-скоростными полосами и выходом на федеральную трассу, разработка раздела буро-взрывные работы на объекте А-121 «Сортавала» (на 131-155 км). Кроме того, выполняли инженерные изыскания капитальных ремонтов в Вологодской области на авторассах ФКУ «Холмогоры» А-114 Вологда - Тихвин - автомобильная дорога Р-21 «Кола» на участке 55 - 79 км в Вологодской области и инженерно-геологические изыскания по объекту «Реконструкция автомобильной дороги А-114 Вологда - Новая Ладога до магистрали «Кола» (через Тихвин) на участке км 14+578 - км 35+000» в Вологодской области. Работа с ООО «ПИИ «Севзапдорпроект», ООО «Геолайн», питерскими компаниями давала так необходимые знания и опыт, что позволило стать сильнее, чувствовать себя увереннее и выйти на самостоятельное участие в конкурсных торгах, в том числе в других регионах.
Выполненные в сжатые сроки проектные работы позволили АО «ВАД» уже в конце прошлого года начать капитальный ремонт первого участка подъезда к МАПП «Вяртсиля»
Сегодня ООО «Альянс Групп» в качестве генерального подрядчика выполняет разработку проектной документации на капитальный ремонт моста через реку Кильдинская на выезде из Мурманска (1373 км «Колы»), капитальный ремонт участков «Колы» в Олонецком районе Карелии (292 - 312 км и 271 - 283 км) и капитальный ремонт недавно принятого в федеральное подчинение 53-километрового участка от «Сортавалы» до КПП «Вяртсиля».
На рабочем счету компании есть и уникальные объекты. К примеру, разработка проектной документации ремонта разводного моста на автодороге Борское - Гвардейск - Истровка в Калининградской области, кстати, единственного в России в своем роде. Сергей Яговкин вспоминает, что в начале работы даже не представляли, с какими трудностями придется столкнуться. Но в конечном итоге с задачей справились, добавив огромный плюс к деловой репутации.
МЕТОДЫ ИСКЛЮЧЕНИЯ ОШИБОК
- «Сырой проект» получается оттого, что проектировщик никогда не был в «шкуре» строителя и дает невыполнимые задачи. У нас это исключено, потому что многие из сотрудников имеют опыт работы в дорожно-строительных организациях, - продолжает разговор Сергей Яговкин. - С другой стороны, нас «не тянет» прошлое: мы сразу же строим свою работу на применении передового программного обеспечения и технического оснащения.
Генеральный директор убежден, что качество проекта на 90 процентов зависит от качества изысканий. Ошибки изыскателей будут ошибками проектировщиков, а потом это станет головной болью строителей. Существующие регламенты ГОСТов и СНиПов не всегда являются достаточными для полноценного принятия корректных проектных решений. Чтобы сделать проект, иногда приходится делать дополнительные изыскания, порой «уходя в минус», чтобы затем, создав проект, уверенно чувствовать себя перед строителями и не перекраивать уже рабочую документацию в процессе стройки.
- Ранее у нас на изысканиях работала привлеченная компания, с которой мы продолжаем сотрудничать, - замечает Сергей Яговкин. - В условиях сжатых сроков проектирования, увеличения объемов работ и необходимости уточнения данных по ходу проектирования мы пришли к необходимости развития этого направления в рамках компании.
Еще одна идея, над реализацией которой работают в «Альянс Групп», - внедрение BIM проектирования. В России это пока новое слово в проектном деле, но активное внедрение технологии в развитых странах показывает, что при ее использовании решаются главные задачи - скорость и качество работы. Важной составляющей BIM проектирования считается возможность визуального моделирования самого процесса строительства, в ходе которого каждый из участвующих в проекте специалистов может отследить реализацию заложенных им технических решений и их взаимодействие со смежниками. Фактически проектировщик при этом становится и программистом.
- Сегодня все средства, которые мы зарабатываем, вкладываем в развитие - покупку программного обеспечения, оборудования, аренду помещений, подготовку кадров, - подчеркивает Сергей Яговкин. - Уходящий год стал знаковым - мы стали генеральными проектировщиками на столь большом количестве объектов капитального ремонта на «Коле» и стараемся выполнять задачи, соблюдая контрактные обязательства. Уверен, что в ближайшем будущем наработанный потенциал станет нашей «подушкой безопасности» и мы перейдем на бюджетное планирование, где будут равнозначно сочетаться задачи стратегического роста и социальной ответственности.
СКАЗАНО
- Для строителя важно, чтобы проектные решения были проработаны идеально - тогда и строительство пойдет, как часы, -генеральный директор ООО «Альянс Групп» Сергей Яговкин.
СПРАВКА
BIM - это технология информационного моделирования объектов (Building Information Modeling), является развитием общепринятой системы автоматизированного проектирования (САПР).
Основным отличием от последней помимо трехмерного черчения является наличие у модели базы данных, содержащей подробную информацию о характеристиках объекта. Путем объединения всех разделов и решений проекта в едином многомерном пространстве можно увидеть результаты строительства до его начала.