+18°
Boom metrics
Экономика21 марта 2018 11:20

«Русский» след оказался «молдавским»: Как молдаванин помог Трампу выиграть выборы президента США

Психолог предложил американцам в соцсетях пройти простой тест, а потом передал данные политологам
Павел МУНТЯН
Как молдаванин помог Трампу выиграть выборы?

Как молдаванин помог Трампу выиграть выборы?

На прошлой неделе Faccebook оказался в центре скандала. Компанию подозревают в халатности или небрежности к защите приватных данных 50 миллионов своих пользователей.

Выяснилось, что аналитическая компания Cambridge Analytica использовала данные пользователей социальной сети без их разрешения. В тоже время, стоимость компании снизилась на 37 миллиардов долларов. Более того, эти данные нужны были для изучения предпочтений избирателей в интересах кампании Дональда Трампа. Кроме того, компанию обвиняют в использовании личных данных для психологических манипуляций с целью повлиять на результаты выборов в разных странах мира.

А за спиной этого скандала оказался уроженец Молдовы Александр Коган. Издание The Guardian пообщалось с бывшим сотрудником Cambridge Analytica Кристофером Уайли, чтобы выяснить, как работала схема.

Коган родился в Молдове, до семи лет жил в Москве, а потом эмигрировал с семьей в США. Стал профессором в области психологии и преподает в Кэмбридже.

Коган создал приложение «thisisyourdigitallife» — вирусный тест, собирающий данные пользователей, которые его проходили. За его завершение людям платили. Но приложение собирало данные и обо всех друзьях тех, кто его установил.

Стоит отметить, что созданное Коганом приложение никак не нарушало правил соцсети, ведь получала данные юзеров с их разрешения. Однако профессор без уведомления передал собранные им сведения третьим лицам, то есть Cambridge Analytica. А они использовали его в политических целях. К примеру, появились, так называемые, «темные посты» Facebook: платные объявления в ленте новостей, которые демонстрировались лишь определенным социальным группам. Например, афроамериканцам показывали посты с видео, где Клинтон сравнивала темнокожих мужчин с хищными зверями.

В общей сложности избирательный штаб Трампа потратил на оплату услуг Cambridge Analityca почти $15 млн. Недавно сообщила о сотрудничестве с британской фирмой и лидер французского Национального фронта Марин Ле Пен. Похоже, Facebook превратился в совершенное оружие и лучшего помощника на выборах.