2018-03-30T16:38:30+03:00
КП Беларусь

Родоначальник «контрабасовой мафии» лечит инструменты и делает звезд с нуля

Педагог из Гомеля готовит контрабасистов, которые становятся известными в Европе [фото]
Поделиться:
Комментарии: comments1
Родоначальник «контрабасовой мафии» лечит инструменты и делает звезд с нуляРодоначальник «контрабасовой мафии» лечит инструменты и делает звезд с нуляФото: Павел МИЦКЕВИЧ
Изменить размер текста:

Александр Мазепин может долго перечислять известные коллективы, в которых играют его выпускники. Например, оркестры национального оперного театра, Белтелерадиокомпании, Михайловского оперного театра в Санкт-Петербурге, национальные симфонические оркестры Беларуси, Украины, Израиля, России. Некоторые выпускники работают в европейских странах - в Германии, Чехии. Многие профессиональные музыканты в свое время шутили, что Александр Мазепин - родоначальник «мозырской контрабасовой мафии».

- Я начинал работать в Мозыре, вот моих учеников так и назвали, когда многие из них стали играть в лучших коллективах. И почти никто не изменил профессии, - рассказывает «Комсомолке» Александр Андреевич.

Вот такая "контрабасовая мафия" подрастает сейчас в Гомеле Фото: Павел МИЦКЕВИЧ

Вот такая "контрабасовая мафия" подрастает сейчас в ГомелеФото: Павел МИЦКЕВИЧ

В мозырское музучилище он попал по распределению в 1970-х, вскоре поступил в Белгосконсерваторию, оставаясь работать в Мозыре, вел классы контрабаса и виолончели:

- Мы даже создали там свой «Университет культуры» - неформальное объединение творческих людей. Смотрели слайды, читали лекции, готовили номера. Это так вошло в быт Мозыря, что на мероприятиях не хватало мест.

Уже тогда выпускники Мазепина стали поступать в консерватории. А потом, уже играя в столичных оркестрах и бывая за границей, привозили струны, смычки и, главное, ноты, переписанные от руки.

Еще в училище Александр Андреевич стал дирижировать камерным оркестром. Правда, на то время он сам этому мастерству только учился, но его оркестр уже брал победы.

- Ну а когда в 1990-м году меня выбрали депутатом горсовета, предложил мэру создать городской оркестр. К тому времени оркестр училища давал много концертов, а в городе размещался еще и духовой оркестр ракетной дивизии, где хватало духовиков с высшим образованием. Собрать симфонический оркестр не составляло труда. Я подговорил председателя горсовета устроить концерт для депутатов. Так после очередной сессии депутаты нас послушали и приняли решение взять на бюджет коллектив человек на шестьдесят! Тогда о нас даже «Правда» написала - оказалось, впервые в СССР в районном городе образовали большой симфонический оркестр.

В 1997 году преподавателя пригласили в Гомель, и уже больше 20 лет контрабасистов он выпускает здесь. И тоже руководит оркестром, но - камерным.

Примерно половина учеников Мазепина - с улицы, без музыкального образования. Но и они потом поступают в консерватории Фото: Павел МИЦКЕВИЧ

Примерно половина учеников Мазепина - с улицы, без музыкального образования. Но и они потом поступают в консерваторииФото: Павел МИЦКЕВИЧ

- Своих лучших учеников мы записываем на аудио, видео и отсылаем записи в ведущие музыкальные центры. Преподаватели с мировым именем присылают свои отзывы, и они всегда хорошие. Многих учеников готовы принять в лучших консерваториях мира, но им открыт путь только в Минск, а при определенных условиях - в Россию. Чтобы выехать на учебу за границу, надо выплатить большие деньги за свое обучение в колледже… Однако некоторые выплачивали и уезжали. Или поступали после того, как отработали распределение.

Интересно, что в класс берут людей «с улицы» - это примерно половина поступающих. Но даже они после колледжа поступают в консерватории. Да и сам Мазепин когда-то пришел на контрабас именно так. Ведь в училище брали без музподготовки только на контрабас - в музыкальных школах не было таких классов.

- Потребность в контрабасистах большая. Их не так много, как пианистов, баянистов, цимбалистов… В основном востребованы в профессиональных оркестрах, где могут играть до восьми контрабасистов. Кто-то уходит в эстраду - сейчас идет тенденция к натуральным инструментам, бас-гитара уже не так котируется, - объясняет Александр Андреевич.

В Гомеле Мазепин долгие годы руководит оркестром, который часто побеждает на конкурсах Фото: Павел МИЦКЕВИЧ

В Гомеле Мазепин долгие годы руководит оркестром, который часто побеждает на конкурсахФото: Павел МИЦКЕВИЧ

- Он делает звезд с нуля и хочет каждого научить играть на контрабасе, даже меня! Говорит, что у меня подходящий рост и темперамент, - улыбается директор Гомельского колледжа искусств им. Нестора Соколовского Татьяна Пузыренко.

А еще директор рассказала, что Александр Андреевич прекрасно ремонтирует струнно-смычковые инструменты, каждый получает свое звучание. Правда, уникальный класс (за 2 года ученики 13 раз становились лауреатами престижных конкурсов и фестивалей) нуждается хотя бы в одном хорошем концертном контрабасе, а стоят такие от 5 тыс. евро. Пока что на конкурсах играют на обычных дешевых инструментах.

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ...

ОТДЫХАЛИ В ФУТЛЯРАХ ОТ КОНТРАБАСОВ

Александр Мазепин вспоминает поездку на конкурс в Гродно:

- Мы тогда разместились в общежитии, перед выступлением на сцене двое учеников отдыхали на полу в своих футлярах от контрабасов. Парни были худенькие, длинные, закрылись и отдыхали. И потом хорошо выступили: один стал лауреатом, а другой позже завоевал первую премию международного конкурса.

Еще больше материалов по теме: «Гомель: новости»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также