Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+2°
Boom metrics
Экономика9 апреля 2018 16:32

Особенности русского стартапа: 5 советов, как начать свое дело и выжить

«Комсомолка» поговорила с сооснователем «Qlean» Никитой Репешко
Илья КРУШЕВСКИЙ
Фото: предоставлено героем публикации

Фото: предоставлено героем публикации

В бизнес Никита с товарищами пришел в 2014-ом. 24 года, ни связей, ни акций совхоза имени Ленина в банковской ячейке. Только нелюбовь к домашним делам. И правда - кому охота метать пыль после 10-часового рабочего дня? Сил не хватит. Благодаря маленькой человеческой лени, которая присуща каждому из нас, и возник «Qlean» - самый большой в России онлайн-сервис для заказа уборки.

- Рынок был абсолютно не стандартизирован. Существовали компании, которые убирались дома за бешенные деньги. Например, двухкомнатная квартира - семь тысяч рублей. И каста тетушек, эти сами искали клиентов. В обоих случаях никаких гарантий. Плохо выполнили работу, разбили китайскую вазу эпохи «Тан» - твои проблемы. Так что идея всплыла сама собой, - рассказал Репешко.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ СТАРТАПУ

По мнению предпринимателя, одной только «фишки» для начала своего бизнеса недостаточно.

- Потребители часто сами не знают, что им нужно. Поэтому найдите проблему, которую можно решить. Не надуманную, а реальную, на борьбу с которой человек тратит время или деньги, - отметил он. - Лет десять назад как было - засунул палку в землю, и дерево растет. А сейчас лишь бы что не сделаешь. Да и в нашей экономической обстановке доходы населения не растут так, как хотелось бы. Поэтому нужно приходить с чем-то новым: либо классным продуктом, либо бизнес-моделью. Вот были компании такси, теперь появились агрегаторы.

НЕ ВЕДИТЕСЬ НА ХАЙП

Сегодня как отечественные, так и зарубежные стартапы повально запускают свои токены.

- Я не понимаю, насколько это реально ценно. Да, где-то технология блокчейн необходима. Но таксомоторному стартапу-то он зачем? - удивляется Никита.

По словам Репешко, большинство наших граждан не понимает, как работает ICO*, 75 процентов которых оказываются никакими. Инвестировать в них - пускать деньги на ветер. А такого рода мошенничество рождает недоверие к криптовалютам и вредит перспективным проектам.

- Не люблю нотариусов и верю, что их заменит блокчейн. Но когда автомойка открывает ICO… - качает головой наш собеседник.

НЕ ДОВЕРЯЙТЕ «ЭКСПЕРТАМ»

Бизнесмен считает, что целиком полагаться на опыт других людей нельзя: если человек утверждает что-то со стопроцентной уверенностью, он неправ. Ведь жизнь идет вперед, все развивается.

- А эти «эксперты» остались в той реальности, где у них что-то получилось при определенных обстоятельствах в определенный момент времени, - шутит он. -Я вот не знаю, что будет завтра. Но вижу три вещи: скорость, аналитику и креативность - они помогают развиваться и быть впереди остальных.

МЕНЯЙТЕ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ К ЛУЧШЕМУ

Холите и лелеете свой продукт? А зря.

- Не надо говорить, что ваше предложение супер-пупер. Важно показать людям, какими будут они в свете его использования. Все компании меняют мир вокруг человека, чтобы он чувствовал себя крутым. Мы, например, объясняем, что у него появится больше свободного времени, - поделился Никита.

КЛИЕНТ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Он разделяет клиентов на четыре типа:

- Одни пришли, заказали и ушли. Другие остались и платят. Третьи - уже друзья, которые прощают косяки. А есть евангелисты - они еще и расскажут всем про вас. На них многое держится, - считает Репешко.

Но как влюбить в себя потребителя?

- Конкретно в нашем случае людей привлекла честность. Если накосячили, прямо говорим, признаем вину и несем ответственность. Это доверие необходимо, ведь человек пускает нас в свой дом.

КСТАТИ

Еще больше занимательных кейсов по бизнесу, маркетингу, менеджменту и личностному росту ждет петербуржцев на конференции Digitale «Мастерство», которая пройдет уже 12 и 13 апреля. На ней Никита поделится своим опытом во всех деталях.

*ICO - форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц криптовалют, полученных разовой или ускоренной эмиссией.