Фото: стоп-кадр интервью
У меня зазвонил телефон:
- Здравствуйте, меня зовут Вера. Я звоню вам по поручению Константина Эрнста. Мы ищем журналистов для «Первого канала», - произнес женский голос в трубке.
Даже как-то засуетился. Собеседование проходил давно, да и то - в форме размышления на свободную тему. А тут так официально…
- Вы можете ответить на несколько вопросов прямо сейчас? - спросила она.
- Готов, - сказал я.
Если честно, я растерялся. Настолько, что стал бормотать что-то нечленораздельное: «Ме...меня…бе…бесспорно…» Ну, по крайней мере, потенциальный работодатель теперь знает, что звуки козочек и барашков мне по плечу.
- Сколько раз корреспондент может упоминать в репортаже свое мнение о событии?
- Семь, - число просто пришло в голову первым.
- Это будет уже не репортаж, а ваше личное мнение. Наверное, это все же некорректно... - сострила рекрутер. -Вы готовы ради хорошего материала отправиться в Антарктиду прямо сейчас?
- Да…
- Отлично, съемочная группа уже ждет вас в Пулково. Самолет через 40 минут. До свидания! - попрощалась «Вера».
А я точно общался с роботом?
СУДЬБОНОСНЫЙ ШАШЛЫК
Сначала Александр Уракскин и Владимир Свешников придумали сервис, с помощью которого работодатель мог подобрать себе рекрутера. С каждой сделки взымалась комиссия, прямо как на «Убере». Все шло хорошо. До мая 2016 года.
Александр Ураксин
Фото: Илья КРУШЕВСКИЙ
- Поступил крупный заказ: набрать 150 кладовщиков. Как раз начались праздники, и все наши рекрутеры благополучно отправились жарить шашлыки… Выбора не оставалось - мы с коллегой вытащили телефоны. Рассказывали про вакансии, приглашали на собеседование. После двух недель работы и 1700 звонков терпение кончилось. Зато появилась идея, - рассказал Александр.
К слову, заинтересовалось вакансией тогда 200 человек, но до личной встречи дошли только 50. А взяли вообще пятерых.
Разработчики автоматизировали сбор резюме с сайтов. После научили систему отсеивать дубликаты. Уже тогда производительность труда выросла в два раза. Но останавливаться - не в правилах российского айтишника.
- Изо дня в день сотрудникам приходилось задавать идентичные вопросы, пересказывать одни и те же вакансии и тратить на это 80 процентов рабочего времени. Спустя два-три месяца люди выгорали и увольнялись, потому что в их жизни ничего не менялось. Они попросту не видели смысла в своем труде: результативен в лучшем случае один из ста звонков. Требовалось средство, которое избавит от этой рутины, - отметил Ураксин.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ «ВЕРЫ»
К сожалению, системный блок - не лампа с джинном. Сколько его не растирай - робот с искусственным интеллектом не появится. На создание, а главное, обучение «Веры» понадобились месяцы кропотливого труда.
Фото: стоп-кадр интервью
- Чтобы она смогла отвечать на вопросы, мы загрузили в нее 75 гигабайтов данных: всю «Википедию», кучу сценариев и миллион вакансий. Машина разложила информацию на слова и стала искать между ними логические связи, - объяснил разработчик. - Ведь даже о зарплате человек может спросить 50 различными способами. «Че по деньгам?» - узнает водитель. А юрист-консалтер спросит: «Какова у вас финансовая составляющая мотивации сотрудников?»
Первый раз «Вера» поздоровалась в августе 2016 года. Но это был лишь прототип. На рынок же она вышла только в начале 2017-го.
- Робот подберет резюме по локации, образованию или опыту. Позвонит или проведет видеоинтервью, пригласит на собеседование, отправит электронное письмо и смс. Теперь даже может анализировать ролик и собирать дополнительную информацию. Например, по ключевым словам: позитивные они или негативные, - подчеркнул Александр. - Последовательный труд человека машина выполняет параллельно. Она одновременно совершает 200 звонков и за два часа справляется с недельной работой.
МИЛЛИОН ИНТЕРВЬЮ
Робота уже взяли на вооружение около 300 компаний, среди которых такие гиганты, как «Кока-Кола», «Икея» и «Ростелеком». Также «Вера» трудится в США, Саудовской Аравии и ОАЭ, а скоро ее ждет командировка в Англию.
- В 2017-м она провела 1,2 миллиона интервью. А работу в России каждый год меняют 12. По сути, с ней поговорил каждый десятый.
Сейчас интервьюер учится распознавать эмоции и корпит над языками. Русский и английский у нее идеальные, а вот французский с немецким надо подтянуть. В общем, настоящая леди - всегда в центре внимания. Однако у ее создателей остается время и на другие проекты:
- Мы хотим помочь адаптироваться сотрудникам. Например, в компании большая текучка из-за того, что работодатель вовремя не получает обратной связи: все ли у новичков хорошо, обучили ли. Проблемы надо выявлять на ранних этапах, иначе человек уйдет, - уверен Ураксин. - Вот если бы спустя две недели ему позвонил робот и узнал о проблемах…
РАБОТА НЕ ВОЛК, НО…
По словам разработчиков, из-за инноваций рекрутеры не окажутся на улице. Благодаря технологиям люди не только будут работать эффективнее, но и смогут сосредоточиться на увлекательных, творческих задачах, которые позволяют развиваться и раскрыть свой потенциал.
- Нам платят не за десять тысяч звонков, которые совершила машина, а за то, чтобы восемь из них человек не делал. Мы даем кадровикам время, которое можно потратить на заинтересованных соискателей, - успокоил стартапер.
КСТАТИ
Успехи отечественных айтишников оценили и за рубежом. Они обошли 80 конкурентов, и в ноябре 2017 года «Вера» была признана лучшим HR-стартапом мира.