Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Boom metrics
Общество11 апреля 2018 9:00

Трамвай идет на фронт

У ленинградцев всегда было особое, нежное отношение к трамваям.
Празднично украшенный трамвай в честь победы.

Празднично украшенный трамвай в честь победы.

В конце 1980-х Ленинград был внесен в Книгу рекордов Гиннесса как город с самой большой протяженностью трамвайных путей - 600 километров, расстояние почти как до Москвы! А накануне Великой Отечественной войны, когда еще не было метро, трамвай был главным видом транспорта трехмиллионного мегаполиса. Вдумайтесь в цифры: в 1940 году ленинградские трамваи перевезли 1 миллиард 200 миллионов пассажиров. Все ездили на трамваях! В годы блокады трамвай был не только средством передвижения - он стал символом борьбы с врагом.

В СОПРОВОЖДЕНИИ ТАНКОВ

Легендарный ленинградский фотокорреспондент Василий Федосеев в годы блокады сделал множество снимков. Один из них - «Трамвай идет на фронт».

Осень 1941 г. Трамвай идет на фронт.

Осень 1941 г. Трамвай идет на фронт.

Вера Ибнер подхватила тему в своем знаменитом стихотворении:

Холодный, цвета стали,

Суровый горизонт -

Трамвай идет к заставе,

Трамвай идет на фронт.

И нет метафоры в этих строках и фотокадре. Это исторический факт. Гитлеровцев остановили в четырех километрах от проходной Кировского завода. И для трамваев № 28 и 29, чьи маршруты до войны вели в Стрельну, теперь конечной остановкой стал фронт. В вагонах рядом с рабочими-кировцами ехали солдаты на передовую.

На самом деле ленинградцы нечасто употребляли в своем лексиконе слово «блокада», обычно они говорили: «Мы живем в городе-фронте». Так что фронт был всюду. На трамваях эвакуировали раненых в госпитали, для чего в вагонах сняли сиденья и поставили кровати. На трамваях подвозили хлеб к магазинам и снаряды на передовую. А в первые дни блокады на случай прорыва врага трамваи частенько сопровождали танки. Поражает не необычный эскорт, а то, что ничто не останавливало привычное течение городской жизни.

Трамвай - неприхотливый труженик. В блокадном городе не хватало бензина, поэтому встали автобусы, на улицах было мало машин. Неуклюжие троллейбусы тоже быстро вышли из строя. А трамваи безропотно скользили по своим рельсам. Только остановки все чаще переносили с пристрелянных фашистами мест, а у вагоновожатых появилась обязанность с началом бомбежек сопровождать пассажиров в убежища и подвалы.

Февраль 1945 г. На Невском проспекте увеличивается число трамвайных маршрутов.

Февраль 1945 г. На Невском проспекте увеличивается число трамвайных маршрутов.

С наступлением зимы город все больше испытывал дефицит электроэнергии. Уже не было света в домах, учреждениях и на многих заводах. Из-за отсутствия тока одна за другой вставали трамвайные линии. И вот 8 декабря 1941 года дежурный инженер энергослужбы трамвайного управления записал в журнале, что прекращена подача электроэнергии. А вышедшие в этот день 52 трамвая так и остались на линии.

Это ужасно, когда в суровые морозы город остался без транспорта. Обессиленные голодающие ленинградцы вынуждены были пешком преодолевать многие километры - до работы, до места, где отоваривались хлебные карточки…

15 АПРЕЛЯ 1942 ГОДА

Одной из главных задач города стало восстановление трамвайного движения. По дну Ладоги для нужд Ленинграда был пущен трубопровод с топливом. Часть горючего отдали трамвайным подстанциям. Ремонтники придумали способ, как оживить линии при минимальной подаче тока. И они добились запуска трамвайного движения при потреблении энергии в 500 раз меньшем, чем требовалось по нормативам.

К весне 1942 года восстановили 150 километров контактной сети города. И 8 марта 1942 года на линию вернулись первые грузовые трамваи. С их помощью город справился с очисткой улиц и дворов. На открытые платформы грузили мусор, грязный лед и снег. К середине апреля с улиц было вывезено миллион тонн нечистот. Эпидемия, угрожавшая с наступлением тепла, Ленинграду теперь была не страшна.

А 15 апреля 1942 года в городе возобновилось движение пассажирских трамваев. Пошли вагоны по пяти маршрутам: № 3, 7, 9, 10, 12. Все они пересекались в центре и были выстроены так, чтобы ленинградцы максимум с одной пересадкой могли попасть в любую часть города. Маршрут № 3 связывал Новую Деревню с заводом «Электросила», № 7 - 25-ю линию В. О. с заводом «Большевик», № 9 - проспект Стачек с Политехническим институтом, № 10 - Ржевку с площадью Искусств, № 12 - Барочную улицу с Большеохтинским мостом.

1943 г. Ремонт путей на Невском проспекте.

1943 г. Ремонт путей на Невском проспекте.

Город ожил! Ученые подсчитали: трамвай сохранял каждому голодающему ленинградцу четыреста калорий в день. Трамвай был важен, как хлеб.

Пуск трамвая в блокадном городе - заслуга тысяч людей. Но одного человека в особенности. День начальника трамвайно-троллейбусного управления Михаила Сороки в то время продолжался 24 часа. Он не сидел в своем кабинете, он мотался в самые разные концы города, появляясь в наиболее горячих точках.

А 15 апреля уже в половине шестого утра он был на Невском проспекте (тогда - проспект 25-го Октября). Он хотел своими глазами увидеть, как пройдет первый трамвай. Но, прежде чем увидеть, он его услышал. В своих воспоминаниях Сорока позже написал, что испытал в тот момент огромную тревогу. В кабинке вагоновожатого находилась педаль, если на нее нажать, звучит сигнал, что-то вроде гудка автомобиля: мол, еду - освободите дорогу.

На Невский проспект на малом ходу медленно выехал трамвай 12-го маршрута. И тут начальник ТТУ понял, что произошло. «Дорога была совершенно свободной, а заплаканная вагоновожатая все жала и жала на педаль звонка, будто всех звала к себе… Не помню, кажется, я тоже плакал…» - вспоминал потом Сорока.А тут перезвон не прекращался. Что случилось: авария или что-то не работает?

Михаила Хрисанфовича Сороку называли командиром блокадного трамвая. Но, как и многие герои блокады, после войны он стал одним из фигурантов «ленинградского дела». Его в конце концов оправдали, реабилитировали, но по злой воле судьбы он больше не вернулся на работу в трамвайный парк.

Его внучка, Виктория Борисовна Медведева, рассказывает о деде:

- У меня, конечно, детские воспоминания. Но дедушка буквально жил трамваем. Мы часто катались на трамваях по городу просто так. А он рассказывал и рассказывал о блокадных буднях. Были трагические истории: вот тут бомба попала в трамвайный вагон, а тут во время обстрела погибла бригада, восстанавливавшая поврежденную контактную сеть. Да, в городе-фронте все были на передовой… А были и счастливые истории, например, о том, как возрождались маршруты. И как радовались этому ленинградцы!

Осенью 1942 года по дну Ладоги проложили «кабель жизни». Так называли высоковольтный кабель для обеспечения блокадного Ленинграда электричеством с восстановленной Волховской ГЭС. И с тех пор каждый месяц увеличивалось число городских трамвайных маршрутов. После полного освобождения Ленинграда от блокады пустили троллейбусы, которые до этого, как мертвые киты, стояли на улицах.

Транспорт, движение наполняли людей новыми надеждами и верой, что мирная жизнь вот-вот вернется. Так что трамвай в нашем городе также один из символов победы.

- Мой дедушка мечтал, чтобы в нашем городе был памятник блокадному трамваю, - говорит Виктория Борисовна. - До открытия этого монумента он не дожил. Но такой памятник теперь есть на проспекте Стачек, у трамвайного парка № 8.

Памятник блокадному трамваю на проспекте Стачек, 114.

Памятник блокадному трамваю на проспекте Стачек, 114.

По традиции в канун 15 апреля - Дня блокадного трамвая - «Горэлектротранс» устраивает встречу разных поколений своих работников, на которой вспоминают и чествуют ветеранов. А в Музее городского электрического транспорта 13 апреля будет открыта выставка, посвященная блокадному трамваю.

.

.

Если у вас есть интересная ин​формация для проекта, свяжитесь с нами: 197136, Гатчинская ули​ца, 35А, тел. 8 (812) 458-90-68, spb-info@phkp.ru