Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Наука11 апреля 2018 22:05

Русский космос: прорывов пока не предвидится

Пора трезво оценить, в какой ситуации мы оказались и как из нее выходить
Для того, чтобы развиваться дальше, нам надо понять, где мы сейчас находимся. Честно, без заламывания рук и кликушества

Для того, чтобы развиваться дальше, нам надо понять, где мы сейчас находимся. Честно, без заламывания рук и кликушества

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Праздничная колонка к 12 апреля у меня не получится. В том смысле, что хвалиться достижениями, как положено в праздник, не хочется. Не хочется и ругать нашу космонавтику, как принято в последнее время, начиная глубокомысленный разгром с фразы «А вот Илон Маск…».

Для того, чтобы развиваться дальше, нам надо понять, где мы сейчас находимся. Честно, без заламывания рук и кликушества: «Юра, прости нас!..»

Хорошо помню наш разговор в конце 90-х с тогда готовящимися к полету на Международную космическую станцию Сергеем Крикалевым и Александром Калери. Технари, инженеры, привыкшие анализировать то, чем занимаются, они переживали за отрасль. И мы даже думали куда-то наверх начальству писать письмо: «Космонавтика «доедает» последние запасы, заложенные в 80-е, еще советские годы. Нужно думать про перспективы, готовить смену, разрабатывать новые проекты…». Российский сегмент МКС, который тогда только собирали на орбите, – это доделанные модули для «Мира-2» - те самые запасы из прошлого. Это вчерашний день, не завтрашний!

Прошло почти 20 лет… Идут разговоры, что поизносившуюся МКС скоро пора будет топить. И только сейчас можно – и то очень-очень осторожно – говорить, что что-то меняется. Что наметились понятные перспективы, что мы осторожными шагами выбираемся из ямы. Научились – немного, но все же – зарабатывать на пилотируемой космонавтике. Проектируем новую ракету и новый пилотируемый корабль под нее. Начинаются регулярные пуски с нового гражданского космодрома Восточный. Готовимся вместе с европейцами отравить ровер на Марс. На Луну несколько автоматов планируем (но сроки их пуска, похоже, сдвигаются). Но все же это несравнимо с достижениями советского времени.

Почему? Потому что огромная космическая отрасль СССР во времена новой технической революции оказалась одной из самых отсталых и неповоротливых. Предприятия, которым приходилось конкурировать, волей-неволей вынуждены были модернизировать производство, закупать новые станки, за уши тащить в цеха молодежь. Я видел сборочные цеха SuperJet в Комсомольске-на-Амуре, где ребята в спецовках дирижируют станками с ЧПУ (числовое программное управление. То есть управление станком с помощью компьютера - Ред.).

А космическая отрасль всегда была вне конкуренции. Она привыкла жить на спущенные сверху бюджетные деньги: «Космос – это же наше все!». И не слишком отчитываться за потраченное. У нас до сих пор предприятия являются и заказчиками, и исполнителями работ. Сам себе заказал, сам счета выписал и сам проверил, насколько все получилось.

Если мы хотим сохранить свой статус великой космической державы, нам нужно реформировать отрасль

Если мы хотим сохранить свой статус великой космической державы, нам нужно реформировать отрасль

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

При этом - громадные площади заводов. В них устаревшее оборудование. Быстро стареющие работники. Деньги во многом улетали в трубу – попробуй хотя бы отопить облупленные помещения. Немногочисленным рабочим платили копейки, зато укреплявшийся класс менеджеров выписывал себе неплохие премии (они же сами себя проверяли!).

В результате запуски дорожали. Культура производства, как сказали бы в советские годы, падала. Вспомните фантастическую историю, когда «Протон» упал из-за того, что датчики вколотили вверх ногами! Сборщиков наказали. Но с них-то взятки-гладки. Кого, как вы думаете, могли набрать на столичный космический завод на зарплату чуть больше 20 тысяч рублей?

Или история с заменой припоя в двигателях на воронежском механическом заводе. Десятки ракетных движков пришлось отозвать и перебрать, что не намного дешевле их первоначальной сборки. Можно пожурить кладовщицу тетю Машу, выдавшую не ту банку. Но это систему не меняет. Когда стали разбираться, выяснилось – рабочие на таком ответственном предприятии получали по 15 тысяч рублей. У них не было элементарных раздевалок – вещи бросали у станков. Что уж говорить об отремонтированном туалете или ярком освещении. А мы хотим, чтобы современные ракеты летали и не падали…

Или вот еще один пример – на мои вопросы солидный человек, конструктор целого направления прислал ответы, написанные от руки, и отсканированные для электронной почты помощником. Создатель ракетной техники оказался на «вы» с компьютером.

Вопрос: можно ли в таких условиях выпускать современную, надежную космическую технику?

Поэтому нам сейчас конкурировать с Маском? Ага…

Маск за считанные годы на голом месте построил современное производство. Набрал молодежь, зажег ее своими взбалмошными (в хорошем смысле этого слова) идеями. Я разговаривал с инженерами, которые работают на Space X - они получают не такие уж большие зарплаты, если сравнивать с коллегами на гигантском Boeing. И вкалывают по 6-7 дней в неделю. Но не жалуются. Они работают для того, чтобы проложить человечеству дорогу на Марс! И они верят, что сделают это.

Мы можем приколотить в своих цехах такой же лозунг «Вперед, на Марс!» (его, кстати, придумал еще 100 лет назад наш соотечественник Фридрих Цандер). А дальше? Нам нужны такие же современные цеха. Нужно новое оборудование и «умные» станки, компьютерное проектирование, 3D-моделирование. Я знаю молодых романтиков, которые после МАИ пришли на космический завод. Они хотели создавать новую технику. А носили из кабинета в кабинет толстые папки с документацией. И вслед им скрежетали: «Вот когда мы были молодые, до кульманов допускали только после пяти лет «стажировки» с бумагами»… Растите, говорили им аксакалы и похлопывали по мониторам с электронно-лучевой трубкой. Ребята уволились…

Я видел современное производство на НПО «Энергомаш» - красивые цеха, дома для новых сотрудников. Но это одно из немногих успешных космических предприятий, свои двигатели оно продает для двух американских ракет.

А остальные… На днях глава госкоропорации Роскосмос Игорь Комаров говорил как о большом достижении о том, что производственные мощности космических предприятий загружены на 55 процентов. То есть понимаете – 45 процентов цехов пустуют. (А раньше, выходит, было еще хуже?) Но бюджет (то есть наши с вами деньги) тратится на их отопление, охрану, амортизацию ненужных станков…

Все три предыдущих руководителя Роскосмоса – тогда эта организация еще была в статусе Федерального агентства – старались лодку не раскачивать и систему не менять. Это опасно для карьеры. Потому что пойдут жалобы от увольняемых сотрудников (а в некоторых городах космические предприятия – единственное производство, которое дает людям работу). Потому что поднимется крик – продаются земли, на которых 50 лет назад собрали знаменитый спутник, как мы относимся к своей славной истории?!

В результате вот и доползли. В 90-х, когда у нас была дешевая рабочая сила, мы держали почти весь рынок пусковых услуг. А теперь по цене вывода груза на орбиту проигрываем не только Маску, но и европейцам. Накладные расходы гирями держат цены на наши ракеты, делая пуски одними из самых дорогих в мире.

Ситуация медленно меняется.

Показатели успешности пусков за последние годы

Показатели успешности пусков за последние годы

Показатели успешности пусков за последние годы

В этом году было 5 успешных пусков.

Но это очень условная победа. Финансирование Федеральной космической программы (ФКП) на ближайшие три года сокращено. Отрасли нужно потуже затягивать пояс. Бюджет NASA на этот год - 19,5 млрд долларов. А у нас такая сумма предусмотрена на весь период действия нынешней ФКП – то есть до 2025 года.

И при этом, если мы хотим сохранить свой статус великой космической державы, нам нужно реформировать отрасль. Численность работников снизить хотя бы раза в два. В цехах обновить оборудование: средний возраст станков – ну хотя бы не старше 10 лет. Избавиться от лишних площадей и пустующих цехов. Загрузить оставшиеся хотя бы на 80-90 процентов. Тогда мы получим современное эффективное производство. И только тогда можно будет говорить о новых горизонтах космонавтики. О конкурентных со Space X ценах на доставку груза на орбиты.

Но и на такой рывок нужны немаленькие деньги.

Нет, мы можем и сейчас всей страной напрячься, построить за три года крутой марсианский корабль и мощную сверхтяжелую ракету, чтобы запустить его к Красной планете. Можем. Но тогда не только космической отрасли придется затянуть пояс, а и всей стране. Как поинтересовался один мудрый человек: а ваша жена ради победы в космосе согласится на то, что новые сапоги, выстояв в длинной очереди, она сможет себе купить раз в два года?