2018-04-24T13:21:23+03:00

"Золотая маска" - попытка театрального сообщества при власти, постах и деньгах, удержать свои позиции

Режиссер, продюсер, артдиректор "Политеатра" и создатель главной театральной премии Эдуард Бояков рассуждает об итогах последнего награждения "Золотой маски"
Эдуард БОЯКОВРежиссер, продюсер, артдиректор «Политеатра», бывший генеральный директор премии и фестиваля «Золотая маска»
Поделиться:
Комментарии: comments76
Золотая Маска - это зеркало прежде всего. С зеркала спрашивать нет смысла. Оно просто отражает ситуацию. Фото: Артем Геодакян/ТАССЗолотая Маска - это зеркало прежде всего. С зеркала спрашивать нет смысла. Оно просто отражает ситуацию. Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Изменить размер текста:

Практически никогда не комментирую итоги Золотой Маски, как могли бы заметить те, кому это интересно.

Но сейчас есть повод поговорить не столько о наградах, сколько о ситуации общей. Создавая фестиваль двадцать с лишним лет назад, мы с командой преследовали прежде всего творческие цели. Сейчас, несмотря на то, что структура конкурса осталась прежней (номинирование - экспертный совет, лауреаты - жюри) очевидно превращение фестиваля в исключительно политическое мероприятие.

Это именно политика. Не радикальный протест, не противостояние, не идеологическая декларация, тем более - не эстетическая.

Это именно политика. Расстановка. Попытка театрального истеблишмента, профессионального сообщества, которое при власти, постах и деньгах, удержать свои позиции. Позиции эти слабеют, все больше вопросов к народным артистам и к их театрам. И в отношении денег (куча примеров когда руководители гостеатров получают десятки миллионов рублей в год доходов) и в отношении ценностей, которые эти руководители продвигают.

Союз либеральных идеологов, ряда медийных артистов, худруков и соответствующих директоров - это факт.

Но никто не хочет воевать и лишаться кормушки.

Поэтому нужно "держаться друг друга", проявлять "солидарность" и показывать зубы.

Не перебарщивая при этом.

Поэтому - Лучший спектакль большой формы в драме - питерскому МДТ и Додину, малой формы - Александринка, которой руководит Фокин.

Это границы государственной "лояльности", это театры и имена, которых согласны принимать и левые, и правые. Впрочем правых, консерваторов-патриотов - в театре нет в принципе, правые - только во власти, поэтому на них надежда, может перестанут наконец заигрывать с этой либеральной тусовкой... Ждем состава правительства...

Пока же, после Масок МДТ и Александринке, нужно показать и "эстетическую радикальность". Типа Маска Билли Бадду в Большом или Cantos Курентизиса - лучший спектакль и кучи отдельных номинаций типа дирижера, композитора, спецприза за "художественную целостность" и тп...

Ну и конечно "политическую принципиальность":

Директор ЗМ Ревякина выражает солидарность с теми, кто в тяжелой ситуации и под следствием.

Кирилл Серебренников получает Маску как лучший режиссер в опере. Название оперы - "Чаадский".

Еще одна Золотая Маска - спецприз жюри - "Гоголь-центру под руководством Кирилла Серебренникова – За создание пространства творческой свободы и смелые поиски языка театральной современности»...

Оставим на совести организаторам фразу "смелые поиски языка театральной современности")), не будем придираться к мелочам.

Здесь достаточно сказать главное. Декларируя таким образом и в такой форме свою "свободу и принципиальность", а на самом деле, занимаясь исключительно политикой, Золотая Маска и театральное сообщество лишает себя воообще какого -то права называться сообществом творческим.

Русский театр переживает системный кризис. Театральная критика раздавлена, кадровой политики нет и в помине. Новации и эксперимент приватизированы радикальными либеральными выпендрежниками и кликушами. Если в этой компании сказать что-то про патриотизм, национальную культуру, государственные интересы - это как громко пукнуть в приличном обществе. Современная драматургия сознательно и не без сомнительной выгоды загнала себя обратно в маргинальные форматы.

Сложилась патовая ситуация. Патовый треугольник. Три вершины этого треугольника:

1. Чиновники. На которых давит и зарождающаяся, слава Богу, здоровая идеология, и понятно какое народное мнение, возмущенное "кощунствами и провокациями". Но даже те, которые хотят что-то изменить - ограничены в своих возможностях, как сказано выше. Культурной политики, которая ориентирована на понятные ценности - нет пока. Задачи не артикулированы.

2. Статусные худруки. Многим из которых под или за 70 и многие из которых совсем уж плохо ориентируются в реалиях гибридной войны, когнитивных конфликтов и боевой семиотики)))... Но зато место свое "нагрели" и расставаться с ним не хотят. Есть среди худруков и те, кто помоложе. Но это как правило актеры известные. С ними - таже беда, ничего эти мимикрирующие обезьянки не понимают ни в идеологическом, ни в художественном процессе. Но за место держуться тоже крепко))...

3. Критика, служащие, завлиты, режиссеры на подхвате и актеры на подхвате, тусовка в широком смысле слова. Интеллигентская либеральная тусовка. Очень злобная, очень закомплексованная. И сильная надо признать. Сейчас в ее руках - практически все рычаги интерпретации театральных событий, создания модных репутаций, разные лаборатории, гастроли, отделы культуры в газетах и журналах, отношения со спонсорами типа Ирины Прохоровой, командировки на западные фестивали, коопродукция и тд... Сообщество это обширное, монопольное, там и приличные люди вынуждены вращаться. Люди конечно разные, всех под одну гребенку нельзя чесать, но основная типология понятная - жеманные, игривые геи (возраст разный, но в отличие от гламура в силе только те, кто постарше) ; одинокие злые богемные женщины; запойные диссидентствующие неповзрослевшие интеллектуалы .

***

Эти три угла треугольника (чиновники-худруки-тусовка) ничего не могут поделать друг с другом, как-то кого-то сдвинуть. Да и не нужно им особо. Поэтому и кризис.

Как он разрешится - вопрос очень важный и серьезный. Театр - да, не самое популярное и массовое искусство. Процентов пять населения ходит. Но на самом деле - это очень показательная сфера. Во многих смыслах, театр определяет завтрашнюю повестку и кино, и сериалов, и даже телевидения.

Поэтому нам нужна театральная реформа. В основе которой будет не разговор о деньгах, а разговор о ценностях.

А Золотая Маска - это зеркало прежде всего.

С зеркала спрашивать нет смысла. Оно просто отражает ситуацию.

Которую, повторю, надо срочно менять.

Источник публикации: страница автора на Facebook

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кирилла Серебренникова наградили "Золотой Маской"

На Новой сцене Большого театра прошло награждение национальной театральной премией (подробности)

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также