2018-05-03T11:35:51+03:00

Умелец из Санкт-Петербурга построил себе личный самолет для прогулок

А еще Илья Деев собирает истребители образца времен Первой мировой - и эти странные деревянные конструкции действительно летают [фото, видео]
Лада ЕЛЕЦКАЯЕЛЕЦКАЯ Лада
Это – «Фарман-4», машина на тросах. Фото: личный архив героя публикации.Это – «Фарман-4», машина на тросах. Фото: личный архив героя публикации.
Изменить размер текста:

Да, видимо, тогда о «красоте» совсем не думали. Тогда – это век назад, когда только начинали строить самолеты.

Когда корреспондент «Комсомольской правды в Петербурге» пришел в Академию гражданской авиации, мастер суетился вокруг одного из самых смешных экземпляров - первого отечественного истребителя дальней авиации «Сикорский-16». Великий русский конструктор Игорь Иванович Сикорский построил его накануне Первой мировой войны.

- И что, он тоже будет летать? – бестактно ляпаем мы.

- У нас все летает, - невозмутимо говорит мастер Илья Деев, предвосхищая любые вопросы и на корню убивая весь сарказм.

«Сикорский-16» современной постройки. Фото: Лада ЕЛЕЦКАЯ.

«Сикорский-16» современной постройки. Фото: Лада ЕЛЕЦКАЯ.

ЛЕТАЮЩАЯ «ОКА»

Тогда, на заре эпохи воздушного транспорта, самолеты были деревянные – страшно даже подумать, что на таком «ящике» с винтом и крыльями можно было летать. Однако конструкцию этих машин тщательно просчитывали на прочность.

Каждый свой истребитель Сикорский усовершенствовал. Однако чертежей сохранилось очень мало. Поэтому Дееву будет непросто построить самолет образца 1914 года, максимально приближенный к оригиналу.

Первый русский истребитель по своим техническим характеристикам очень напоминает еще одну отечественную «звезду» - автомобиль «Ока». Скорость у обоих - всего 120 километров в час, а вес - 650 килограммов.

«Сикорский-16», первый русский истребитель. ФОТО: личный архив героя публикации.

«Сикорский-16», первый русский истребитель. ФОТО: личный архив героя публикации.

Истребители «Сикорский-16» сопровождали знаменитые тяжелые бомбардировщики «Илья Муромец», которые конструировал все тот же Сикорский. Они отбивали атаки вражеских самолетов и уничтожали даже некоторые наземные огневые точки. А еще были первыми воздушными разведчиками. На истребителях часто устанавливали фотоаппараты, с помощью которых вели съемки вражеских позиций.

Первый пилот обычно сидел под крылом самолета, откуда был скверный обзор. Поэтому его прикрывал второй пилот, у которого было два пулемета – стационарный и ручной.

В 1914 году такой истребитель построили бы за какие-то две недели. Дееву потребуется два года. Зато себестоимость его будет минимальной - 100 тысяч рублей. Дешевле любого автомобиля – даже «Оки»!

КРАДЕНЫЕ КРЫЛЬЯ

Деревянный самолет: как сделать такое чудо своими руками.Видео: Лада Елецкая

Когда-то Илья Деев служил офицером на авиаремонтном заводе в Пушкине, где ремонтировали самолеты Як-28 и Су-90. Завод был хороший. Но потом наступили 90-е, и его закрыли. Кто-то перешел работать на другой военный завод, остальные разбежались. Ну а Деев ушел в запас и стал заниматься легкой авиацией.

В те времена была острая необходимость в так называемой «химической авиации». Нужны были новые летательные аппараты по обработке полей с ультрамалым объемом. Деев занимался их испытанием. Программу выполнили и даже «перевыполнили», поскольку самолеты эти продолжают летать и поныне. Нужна была новая задача. И Илья Деев решил открыть новое направление – делать исторические самолеты.

Первым был французский «Ньюпор», который к тому времени уже наполовину построили энтузиасты рижского авиационного института. Сейчас, кстати, этот самолет стоит в музее ВВС под Москвой.

Оригинальный «Ньюпор» времен Первой мировой. Фото: личный архив героя публикации.

Оригинальный «Ньюпор» времен Первой мировой. Фото: личный архив героя публикации.

Первый опыт есть. И авиатор решил построить свой собственный «Ньюпор-17» - лучший истребитель Антанты во время Первой мировой войны. Он был на вооружении у всех стран-союзников. В том числе и у Российской империи - наши купили патент у французов. И даже Германия строила «Ньюпор». Назывался он, правда, Siemens-Schuckert D.I. Но, если начистоту, был от и до скопирован с французской машины.

Илья свой «Ньюпор» построил. Но самолет так и не взлетел – были проблемы с двигателем.

- В редукторе были конструктивные дефекты, которые мы не могли устранить, а разработчик не брался, - объясняет Илья. - Решили не рисковать и испытания самолета не стали проводить.

На постройку одной такой машины раньше уходило две недели. Сейчас - месяцы. Фото: Лада ЕЛЕЦКАЯ.

На постройку одной такой машины раньше уходило две недели. Сейчас - месяцы. Фото: Лада ЕЛЕЦКАЯ.

Говорят, случайностей не бывает – в этот самый из музея Первой Мировой войны пришел заказ на точно такой же самолет. И «дефективный» истребитель «повесили» в Ратной палате в Пушкине.

САМОЛЕТ-СУПЕРЗВЕЗДА

Как собирают самолеты.Видео: лада Елецкая

Вскоре в Академии гражданской авиации решили замахнуться на аэроплан «Фарман-4» образца 1910 года. Когда-то в дореволюционной России он был первым реальным летательным аппаратом, который можно было увидеть собственными глазами и даже аккуратно потрогать руками. Летчик Сергей Курочкин купил его у французов, а затем гастролировал по всей России. Народу на выступлениях всегда было много. В 1911 году Курочкин торжественно облетел на этом же «Фармане» пирамиды в Египте. В общем, звезда, а не самолет.

Каждая деталь «Ньюпора» прошла через руки мастера. Фото: личный архив героя публикации.

Каждая деталь «Ньюпора» прошла через руки мастера. Фото: личный архив героя публикации.

Так вот, придумал всю эту идею с «Фарманом» преподаватель Академии Гражданской авиации Георгий Галли. Десять лет он собирал всю информацию про «Фарман-4» и даже написал про этот летательный аппарат книгу. Вскоре поступило предложение от «киношников», чтобы аэроплан сыграл главную роль в фильме режиссера Сорокина «Судьба по имени «Фарман». Со строительством пришлось поторапливаться - вместе с Деевым работала целая команда. После того, как съемки закончились, аэроплан отдали в военно-исторический музей артиллерии. И неспешно принялись создавать новый – уже летный аэроплан.

- Выставочный аэроплан от полноценного летного отличается жесткостью формы, - объясняет Деев. - Первый вариант мы делали на тросах. Они имеют определенную упругость, где вся конструкция плохо держит геометрию и тянется, как резина. Поэтому следующий «Фарман» – летный - мы сделали уже на проволоке.

«Ньюпор» в Ратной палате. Фото: личный архив героя публикации.

«Ньюпор» в Ратной палате. Фото: личный архив героя публикации.

«Фарман-4» участвовал в МАКСепод Москвой и на празднике 100-летия ВВС на аэродроме в Жуковском, где его и оставили на временное хранение. Однако место там явно неподходящее - сильные ветра и нет хорошей грунтовки. Взлетать и приземлять на бетон очень сложно, ведь у аэроплана нет тормозов. Поэтому было решено из Жуковского перебазировать «Фарман-4» на постоянное место жительства в Кубинку, в парк Патриот.

- Машина сложная. Ее очень долго собирать и разбирать. Я не представляю, как ее раньше возили по всей стране на гастроли,- рассказывает Деев.- Мы вшестером работали три года. И что-то я больше не вижу желающих «Фарман-4» повторить: ни у нас, ни в Европе.

АЭРОПЛАН ДЛЯ ПРОГУЛОК

Сейчас Деев строит личный самолет STOL CH-701 (Short Take- offLanding). Это будет старая модель с легким флером современности. Специально под себя Деев увеличил кабину и поднял потолок, чтобы пилоты весом 200 кило на двоих чувствовали себя вольготно.

Личный самолет для прогулок. Почему бы и нет. Фото: Лада ЕЛЕЦКАЯ

Личный самолет для прогулок. Почему бы и нет. Фото: Лада ЕЛЕЦКАЯ

Пока самолет очень смахивает на самопальную консервную банку, с помощью которой взрослые дяди упражняются в мастерстве. Но уже очень скоро Илья Деев со своим другом полетит на прогулку с ветерком: машина сможет развить скорость до 120 километров в час. И так – три часа без остановки. Но это пока. Если авиационных дел мастера придумают, куда к самолету подвесить еще один топливный бак, то успеют облететь и всю Ленинградскую область. Но это не к спеху.

- Это же не военная авиация. Тут подвигов никто не собирается совершать. Все равно больше двух часов летать неудобно. Хочется уже приземлиться, перекусить, - улыбается Илья Деев.

Испытание самолета ручной работы.Видео: Лада Елецкая

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также