2018-05-08T11:21:17+03:00

На дне Черного моря нашли кормовую часть затонувшей в начале XX века субмарины

Гибель «Камбалы» была первой катастрофой в истории подводного флота нашей страны
Поделиться:
Комментарии: comments2
Фото предоставлено Виктором Лебединским. "Камбала" на рейдеФото предоставлено Виктором Лебединским. "Камбала" на рейде
Изменить размер текста:

Чуть больше 110 лет назад из столицы Российской империи Санкт-Петербурга в Севастополь по железной дороге доставили построенную в Германии подводную лодку «Камбала». К сожалению, на Черном море субмарину ждала трагическая судьба.

Весной 1909 года «Камбала» участвовала в учениях Черноморского флота. По сценарию, 29 мая подводная лодка должна была «атаковать» возвращавшуюся из Евпатории эскадру.

Атака прошла успешно. Но после ее завершения «Камбала» из-за ошибки командира попала под форштевень - продолжение киля, образующее переднюю оконечность судна - корабля «Ростислав», который рассек ее на две части. Лодка затонула. Почти весь экипаж – двадцать матросов и офицеров – погиб.

Эта первая в истории подводного флота нашей страны катастрофа потрясла всю России. В Севастополь из Кронштадта приехали водолазы. Они подняли носовую часть подводной лодки, извлекли останки пятнадцати членов экипажа. Их торжественно захоронили на городском кладбище Севастополя. В церемонии участвовали высшие чины Российского флота. На кладбище установили памятник – рубка подводной лодки, наверху которой скорбящий ангел. Предполагалось, что в 1910 году лодку поднимут, но по каким-то причинам место гибели было утеряно, и кормовая часть осталась в море.

- Курсанты и офицеры Черноморского высшего Военно-Морского училища имени Нахимова уже давно шефствуют над памятником погибшим в 1909 году подводникам, - сказал корреспонденту «Комсомолки» старший научный сотрудник Института востоковедения Российской Академии наук кандидат исторических наук Виктор Лебединский. - Работая в архивах, они установили квадрат, где может находиться кормовая часть «Камбалы»

Фото предоставлено Виктором Лебединским. Черное море бывает бурным

Фото предоставлено Виктором Лебединским. Черное море бывает бурным

На основании полученных данных Русское географическое общество, Институт востоковедения и Севастопольский государственный университет организовали экспедицию в район произошедшей более сто лет назад катастрофы. Морское дно, а субмарина лежит на глубине 62 метров, обследовали при помощи отечественного гидролокационного комплекса «Гидра». 6 мая ученые обнаружили объект, по размерам и форме соответствующей кормовой части подводной лодки «Камбала».

- В самое ближайшее мы хотим при помощи подводных роботов Севастопольского университета обследовать субмарину, а в начале июля к «Камбале» для продолжения научных работ должны спуститься водолазы, - говорит Виктор Лебединский. О подъеме лодки речь пока не и дет.

Справка «КП»

Торпедная подводная лодка «Камбала» была заложена в мае 1904 года на судоверфи «Deutshe Werke Kiel AG» в Киле по заказу Морского ведомства России. 4 августа 1906 года ее зачислили в списки кораблей Балтийского флота. Спущена на воду в июне 1907 года.

 
Читайте также