2018-05-11T20:13:56+03:00

Настоящий «Ленфильм»: От расцвета до развала

Фотограф киностудии Самоэль Кацев за полвека побывал на съемках более полусотни картин
Лучшие снимки фотохудожника отправят в прошлое, в лучшие годы студии, и позволят взглянуть на ее жизнь изнутриЛучшие снимки фотохудожника отправят в прошлое, в лучшие годы студии, и позволят взглянуть на ее жизнь изнутриФото: Олег ЗОЛОТО

В «Росфото» – первая персональная выставка фотографа киностудии «Ленфильм» Самоэля Кацева. Огромным архивом с уникальными документальными кадрами и художественными портретами знаменитых киношников с музейно-выставочным центром поделилась вдова Кацева, художник по костюмам Тамара Сеферян. В папках и коробках специалисты обнаружили не просто кучу фотографий, негативов и слайдов, а полувековую историю «Ленфильма». Разобраться в снимках «Комсомолке» помог сотрудник «Росфото», киновед Василий Гусак.

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

Фотографы кино – люди, которые входят в съемочную группу наравне с осветителем, оператором, художником. Сегодня необходимость в них стала меньше. Но, если бюджет картины позволяет, без фотографа не обходятся и современные съемки.

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

На выставке попытались показать все разнообразие творчества Кацева. Снимая документальные кадры, он и их делал художественными. А портреты актеров – как этот, Иннокентия Смоктуновского, – делал, тонко чувствуя объект съемки. Говорят, что его фотографии помогали режиссерам скомпоновать кадр, сделать раскадровку: Кацев указывал на удачные углы съемки. Словом, этот человек был не рядовым работником, а художником с цепким взглядом.

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

На стенах развесили совершенно разнородные работы. Это и художественные портреты, и фотопробы артистов в гриме и костюмах, и документальные кадры, и рекламные портреты, которые использовали для продвижения фильма еще до завершения его съемок.

Пересъемка фотографии Самоэля Кацева Фото: Олег ЗОЛОТО

Пересъемка фотографии Самоэля КацеваФото: Олег ЗОЛОТО

Чтобы отобрать снимки для выставки – как этот портрет Олега Борисова, сделанный в качестве фотопробы к «Комедии ошибок» Вадима Гаузнера, – пришлось постараться: архив огромен. Одним из кураторов выставки стала Ольга Шервуд, которая работала с Кацевым в фотоцехе и хорошо его знала. Выбранные работы показали его и как самостоятельного фотохудожника, и как часть киностудии. Получается эдакий художественный взгляд на «Ленфильм» изнутри.

Пересъемка фотографии Самоэля Кацева Фото: Олег ЗОЛОТО

Пересъемка фотографии Самоэля КацеваФото: Олег ЗОЛОТО

На «Ленфильм» Кацев попал в 1967-ом. Начинал с такелажника и дольщика – человека, который возит доли, тележки с операторами. Но уже тогда он начинал снимать. Во время создания фильма Геннадия Полоки «Интервенция» – печально известной картины, которая была одной из трех, наряду с «Историей Аси Клячиной» Кончаловского и «Комиссаром» Аскольдова, положенных на полку, – Кацев захотел посмотреть, как работает Высоцкий. Пробрался в павильон во время репетиции и сделал кадр. Эта сцена в фильм так и не вошла. Но с нее началась история Кацева-фотохудожника.

Пересъемка фотографии Самоэля Кацева Фото: Олег ЗОЛОТО

Пересъемка фотографии Самоэля КацеваФото: Олег ЗОЛОТО

С конца шестидесятых Кацев включался в кинопроцесс и как ассистент оператора. Сначала – любительские съемки, потом его стали официально брать в съемочную группу. Правда, этому долго сопротивлялось начальство фотоцеха «Ленфильма», ведь фотографов распределяли на картины по разнарядке. Лишь когда оператор Юрий Векслер пригласил Кацева в качестве ассистента на «Женитьбу» Виталия Мельникова, его признали.

Пересъемка фотографии Самоэля Кацева Фото: Олег ЗОЛОТО

Пересъемка фотографии Самоэля КацеваФото: Олег ЗОЛОТО

Этот портрет Светланы Крючковой – рекламный, сделан для плакатов «Женитьбы». Вообще, рекламные фото отличались высоким качеством, особенно когда речь шла о продаже в зарубежный прокат.

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

Майя Булгакова сыграла в мельниковской «Женитьбе» Арину Пантелеймоновну.

Пересъемка фотографии Самоэля Кацева Фото: Олег ЗОЛОТО

Пересъемка фотографии Самоэля КацеваФото: Олег ЗОЛОТО

В фильме Игоря Шешукова «Полковник в отставке» Олег Янковский сыграл сына главного героя. Основой для сюжета стал роман Владимира Дягелева «Вечное дерево».

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

«Блокада» Михаила Ершова – один из самых амбициозных проектов «Ленфильма». Картину составили из двух трехчасовых частей. Трудились с размахом: пригоняли войска и технику, а панорамы оператору приходилось снимать с восьмисот метров! При этом «Блокада» предназначалась не для широкого проката, а для показа по телевиденью. «Сейчас у нас этот сегмент занят сериалами», – отмечает Гусак.

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

Фотопробы – это когда артиста снимают в образе, в костюме и гриме, в декорациях. Елена Прудникова, Наталья Данилова, Ольга Антонова и Елена Соловей пробовались на «Комедию ошибок». В итоге Антонова исполнила роль Адрианы, Данилова – Люцианы.

Пересъемка фотографии Самоэля Кацева Фото: Олег ЗОЛОТО

Пересъемка фотографии Самоэля КацеваФото: Олег ЗОЛОТО

Юозас Будрайтис сыграл в «Блокаде» немецкого офицера. Любопытно, что фашистов в советском кинематографе исполняли исключительно прибалтийские актеры.

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

Здесь в объективе – Ирина Купченко и Олег Даль. Фотограф заснял их во время работы над картиной Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре».

Пересъемка фотографии Самоэля Кацева Фото: Олег ЗОЛОТО

Пересъемка фотографии Самоэля КацеваФото: Олег ЗОЛОТО

В моменты затишья, в перерывах между съемками, Кацев неустанно портретировал. Снимал не только актеров, но и тех, кто находится по ту сторону объектива: сценаристов, режиссеров, операторов. На этом фото – классик операторского искусства Евгений Шапиро.

Пересъемка фотографии Самоэля Кацева Фото: Олег ЗОЛОТО

Пересъемка фотографии Самоэля КацеваФото: Олег ЗОЛОТО

На съемках фильма «Пацаны» Динары Асановой фотохудожник познакомился со своей второй супругой, Тамарой Сеферян. Картина вызвала сильный резонанс и на телевиденье, и в прессе: режиссер настолько заострила классическую тему молодежи, что в артисты взяла настоящих трудных подростков, которых отыскали в колониях.

Пересъемка фотографии Самоэля Кацева Фото: Олег ЗОЛОТО

Пересъемка фотографии Самоэля КацеваФото: Олег ЗОЛОТО

В архиве Кацева есть фото со съемок неизвестных картин и портреты неизвестных людей. А есть портреты малоизвестных, но оттого не менее важных. Например, вот это – укладчик текста, человек, занимающийся подготовкой дубляжа или титров.

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

Свой уголок на экспозиции отвели Илье Авербаху. С ним Кацев работал в любопытном проекте под названием «На берегах пленительных Невы». Картина стала одной из серии, посвященной культурным центрам Европы. Инициатором проекта стало телевиденье Италии. Благодаря тому, что финансировали картину хорошо, Авербах пустил в ход самые сложные виды съемки: снимали в полете, снимали с кранов и с воды.

Пересъемка фотографии Самоэля Кацева Фото: Олег ЗОЛОТО

Пересъемка фотографии Самоэля КацеваФото: Олег ЗОЛОТО

Поэт Андрей Вознесенский сотрудничал с «Ленфильмом» всего раз, во время съемок документального кино «Мои современники» Владислава Виноградова. Также в фильме появляются Рождественский, Евтушенко, Окуджава. Но Кацев заснял поэта на другой картине, «Ты должен жить» Владимира Чумака.

Пересъемка фотографии Самоэля Кацева Фото: Олег ЗОЛОТО

Пересъемка фотографии Самоэля КацеваФото: Олег ЗОЛОТО

Сотрудничать с режиссером Игорем Масленниковым Кацев продолжил и в «Зимней вишне». Фотографий со съемок этой легендарной киноленты много, но создатели решили ограничиться знаковыми: о «Зимней вишне» и так знают все. Вот, например, Виталий Соломин.

Пересъемка фотографии Самоэля Кацева Фото: Олег ЗОЛОТО

Пересъемка фотографии Самоэля КацеваФото: Олег ЗОЛОТО

В «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Кацев поработал в последних двух сериях: в «Сокровищах Агры» и «Собаке Баскервилей». Он запечатлел не только легендарного Василия Ливанова, но и создателей «мира Холмса» – художников Исаака Каплан и Беллу Маневич, которые продумали все, начиная от шрифта титров и заканчивая улицами «викторианской Англии».

Пересъемка фотографии Самоэля Кацева Фото: Олег ЗОЛОТО

Пересъемка фотографии Самоэля КацеваФото: Олег ЗОЛОТО

Кацева называли старожилом «Ленфильма»: он всегда был в центре событий, которые неустанно запечатлевал. Хотя в штате студии в семидесятые-восьмидесятые было около трех тысяч человек, все друг друга знали. Совместное творчество нередко рождало дружбу.

Пересъемка фотографии Самоэля Кацева Фото: Олег ЗОЛОТО

Пересъемка фотографии Самоэля КацеваФото: Олег ЗОЛОТО

Конец восьмидесятых и начало девяностых – период «многокартинья»: несмотря на то, что Советский Союз рассыпался, фильмов снимали много. Чиновники просто боялись запрещать. Ежегодно выходило по 300-350 картин. Относительная свобода привела к всплеску авторского начала. В результате появилось очень много странных многозначительных работ, расшифровать которые – задача будущих поколений киноведов.

Пересъемка фотографии Самоэля Кацева Фото: Олег ЗОЛОТО

Пересъемка фотографии Самоэля КацеваФото: Олег ЗОЛОТО

Марину Влади камера Кацева поймала в «Пост скриптум» Петра Солдатенкова. Она же украсила ленту о вампирах «Пьющие кровь». С ее создателем, Евгением Татарским, Кацев сталкивался, когда тот еще не был столь прославленным режиссером: вместе работали над «Салют, Мария!» Хейфица.

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

Начало девяностых привносит в кино новые сюжеты, новую – и теперь разрешенную – литературу. «Циники» по роману Мариенгофа – одна из первых работ Дмитрия Месхиева. И один из немногих фильмов, которые Кацев отразил в цвете.

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

В афише ленты «Австрийское поле» Андрея Черных использовали фотографию Кацева. Картина получила приз на Берлинском кинофестивале.

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

Евгений Лунгин, работая над лентой «Ангелы в раю», попросил сделать слайды. В них фотограф запечатлел все этапы работы над фильмом, причем и с одной стороны камеры, с ее катерами, антуражем и «помоечной» реальностью, и с другой.

Пересъемка фотографии Самоэля Кацева Фото: Олег ЗОЛОТО

Пересъемка фотографии Самоэля КацеваФото: Олег ЗОЛОТО

«Анна Карамазофф» Рустама Хамдамова – одна из самых интересных картин девяностых. Режиссер снял ее в кооперации с французами. В раскадровке Кацев запечатлел главную героиню притчи – женщину, которая приехала отомстить тем, кто отправил ее в лагеря, но у которой ничего не выходит, и в результате она решает покончить с собой. Каждый кадр фильма дышит винтажной красотой.

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

С приходом «многокартинья» шесть творческих объединения «Ленфильма» стали дробиться, возникали самостоятельные образования, творческие работники разбрелись по своим углам. Студия стала разворовываться, доселе единый организм – умирать. А когда в середине девяностых ушли и вседозволенность, и деньги, настала окончательная разруха.

Пересъемка фотографии Самоэля Кацева Фото: Олег ЗОЛОТО

Пересъемка фотографии Самоэля КацеваФото: Олег ЗОЛОТО

Александр Збруев, Марина Неелова, Маша Каленская запечатлены во время съемок ленты «Ты у меня одна» Дмитрия Астрахана. Фильм вышел в 1993-ем. В то время Кацев работал на своих последних фильмах, а в 1996-ом окончательно разорвал связь с кинематографом, уничтожив при этом часть архива: развал «Ленфильма» шел планомерно, а Кацев сильно это переживал.

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

Автопортреты Кацева, обнаруженные в архиве, – загадка. Никто не знает, как они были сделаны: выстраивал ли фотограф кадр и снимал себя на автоспуск, просил ли «щелкнуть» себя под определенным углом. А может, эти снимки и вовсе не авторства самого художника.

. Фото: Олег ЗОЛОТО

.Фото: Олег ЗОЛОТО

Единственный ли Кацев в своем роде? По мнению Василия Гусака, один из выдающихся. Ведь творчество фотографов кино только начинают открывать: «Узнать предстоит еще так много».

КОНКРЕТНО:

Выставка: «Самоэль Кацев. Настоящий «Ленфильм», открыта по 24 июня.

Место проведения: Музейно-выставочный центр «Росфото», Большая Морская ул., д. 35, дворовый корпус, 2 эт.

Режим работы: пн, ср, сб, вс – 11:00-19:00; вт, чт, пт – 12:00-21:00.

ФОТОГАЛЕРЕЯ:

Выставка легендарного ленинградского фотографа кино Самоэля Кацева проходит в Росфото

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также