Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
-2°
Boom metrics
Общество14 мая 2018 9:00

Бумеранг над Балтикой

В воспоминаниях участников боев на Оранинбаумском плацдарме нередко встречается название латвийского города Лиепая, который тогда чаще называли Либава.
Бронепоезд у станции Лебяжье

Бронепоезд у станции Лебяжье

Оттуда с боями отступали к Ленинграду не только регулярные подразделения нашей армии и флота, но и добровольцы из местных жителей.

Мало кто знает, что в советское время обсуждался вопрос о присвоении Лиепае звания города-героя. Не состоялось, хотя латвийский приграничный город часто называли «Брестской крепостью на Балтике» - защитники Лиепаи больше недели удерживали натиск германских войск.

«ТРОЯНСКИЙ КОНЬ»

Лиепая приняла удар войны 22 июня 1941 года в 03.55. Только за первый день немцы совершили на город пятнадцать авианалетов.

Бронепоезд на Ораниенбамском плацдарме

Бронепоезд на Ораниенбамском плацдарме

Тогда от Лиепаи до границы с Германией было около восьмидесяти километров. Поэтому сразу началась эвакуация. На восток отправляли женщин, детей и раненых. Один из поездов с беженцами гитлеровцы перехватили в городке Приекуле. Выбросив из вагонов пассажиров, расстреляв раненых, немецкие солдаты заняли состав. Они хотели на мирном поезде въехать в Лиепаю и ударить с тыла. Операцию назвали «Троянский конь». Но латвийские железнодорожники на одном из перегонов заметили в окнах людей в чужой форме и тут же предупредили обороняющийся город. Навстречу выслали паровоз, он протаранил захваченный поезд. Вражеские солдаты до Лиепаи не доехали…

Тем временем Лиепая начала оборону. К кадровым военным присоединились рабочие судоремонтного завода «Тосмаре», завода «Лиепаяс металлургс», комсомольцы и коммунисты. Город еще со времен революции 1905-1907 годов считался «красным поясом» Латвии, многие здесь поддерживали советскую власть. Точное число добровольцев неизвестно, но, по мнению латвийского историка Эрика Жагарса, их было не менее тысячи человек.

Фашистам удалось быстро окружить город. Все понимали, что пощады от немцев не будет. Еще 27 июня осажденные горожане предприняли попытку эвакуировать раненых и семьи военнослужащих на санитарном судне «Виениба». На транспорте имелись знаки и был поднят флаг Красного Креста - в первые дни войны еще надеялись, что фашисты будут соблюдать общепринятые международные правила. На борту, по разным источникам, находилось от восьмиста до двух тысяч человек. Однако фашистские самолеты разбомбили кораб- лик в открытом море. Спаслось не более 25 человек.

Лиепая стойко оборонялась до 1 июля. Когда положение стало безнадежным, защитники начали прорыв. Те, кому это удалось, с тяжелыми боями отступали к Ленинграду. Так большинство оказалось на Ораниенбаумском плацдарме, который сражался все 872 дня блокады.

ЛЕГЕНДАРНЫЙ БРОНЕПОЕЗД

Одной из легенд Великой Отечественной войны стал бронепоезд № 7, который тоже начал войну под Лиепаей. С боями он прорывался через фашистские заслоны. К стенам Ленинграда бронепоезд прибыл таким покалеченным, что командование поначалу отказалось от его восстановления. Но команда решила попытаться поставить состав на рельсы.

Торпедные катера Балтийского флота

Торпедные катера Балтийского флота

Рабочие одного из ленинградских заводов нарезали бронелисты. Артиллеристы форта Красная Горка выделили старые орудия. В порту Ораниенбаума нашли цемент для усиления тонких двойных перегородок на бортах.

В сентябре 1941 года «семерка» провела первый обстрел рвущихся к южному побережью Финского залива фашистов. 23 сентября гитлеровцам удалось захватить Петергоф. Они отрезали от Ленинграда и взяли в кольцо в районе Ораниенбаума большую группу наших войск. Немцы называли этот окруженный район «котлом». И думали, что скоро с ним расправятся.

Бронепоезд № 7 держал оборону пятачка вместе с другим бронепоездом - № 8. Для того чтобы обеспечить им маневр на небольшом - 65 на 25 километров - участке земли, проложили около 50 километров путей. Бронепоезда оказались очень эффективны. Сделав несколько залпов, они меняли позицию, превращаясь в неуловимых мстителей на рельсах. В начале 1942 года Военный совет присвоил им имена - «Балтиец» и «За Родину!».

ВЕРНУЛИСЬ ГЕРОЯМИ

Из Лиепаи удалось уйти отряду торпедных катеров. Потом всю блокаду они воевали в Финском заливе, обеспечивая проход подводных лодок в Балтику, совершая диверсионные операции, высадку десанта.

Сергей Осипов

Сергей Осипов

Командирам трех катеров - Василию Жильцову, Ивану Иванову, Сергею Осипову - были присвоены звания Героев Советского Союза. А спустя почти четыре года Сергей Осипов, который тогда уже стал командиром дивизиона торпедных катеров Балтийского флота, участвовал в освобождении Лиепаи и вошел в порт на головном катере.

ЧЕМ «КОТЕЛ» ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПЛАЦДАРМА

Военные дороги связали маленькую Лиепаю и Ленинград. То, что фашисты называли «Ораниенбаумским котлом», стало для них неприступным оборонительным рубежом, а позже - плацдармом нашего наступления. В январе 1944 года с Ораниенбаумского плацдарма началась операция «Январский гром», полностью освободившая Ленинград от вражеской блокады.

Улицы Лиепаи ведут к морю

Улицы Лиепаи ведут к морю

А уже через год наши войска штурмовали Лиепаю. В конце 1944 года в латвийской области Курземе (или Курляндия) Красная армия окружила и прижала к морю большую гитлеровскую группировку.

Вот здесь немцы точно оказались в «котле». Почувствуйте разницу. Когда фашисты подступили к Ораниенбауму, в окружении оказалось около 25 тысяч военных и более 35 тысяч мирных жителей. Для снабжения населения и военных был организован транспортный коридор, вошедший в историю под названием Малая дорога жизни. Летом на кораблях и баржах, а зимой по льду сюда везли хлеб, оружие и все самое необходимое. А главной заботой командования стала эвакуация населения. В обратном направлении по Малой дороге жизни вывозили женщин, детей и раненых.

В «Курляндском котле» под Лиепаей скопилось около 400 тысяч солдат вермахта. Кстати, из группы армий «Север», той самой, что осаждала Ленинград. Гитлеровцев было вдвое больше, чем местных жителей. И все дни боев немцы заботились не о населении, а о себе, эвакуируя из-под удара своих бойцов. Прижатые к морю фашисты сопротивлялись отчаянно. Уже пал Берлин, а в Курляндии все еще шли ожесточенные бои. Только капитуляция Германии остановила здесь войну.

Благодарим за помощь в подготовке материала жителей Риги - журналиста Сергея Тыщенко и историка Олега Пухляка.

.

.