2018-05-18T14:06:01+03:00

Эксперты рассказали о важности репутации для застройщика

Члены жюри Urban Awards объяснили, что ждет рынок новостроек в будущем
Изменить размер текста:

Рынок жилой недвижимости не стоит на месте. В строительную отрасль приходят новые технологии и законы, которые постепенно меняют правила игры в данном бизнесе. Понимая это, девелоперы стремятся соответствовать времени и создавать жилье, которое будет востребовано у все более взыскательного покупателя. Портал Urbanus.ru провел подробный опрос членов жюри федеральной премии Urban Awards о том, каким они видят настоящее и будущее рынка новостроек в Санкт-Петербурге и в России.

ВОПРОС1. Насколько репутация застройщика влияет на принятие решения о покупке квартиры, и появились ли на рынке за последнее время новые факторы, которые влияют на принятие решения о покупке актива?

- Репутация застройщика – это ключевой фактор. По десятибалльной шкале я бы дал ему 9 баллов. По 10 баллов получают расположение и планировки. Потенциальный покупатель не принимает окончательное решение без оценки репутации девелопера. Будь то объекты бизнес-класса в центре, комфорт-класс в развивающихся районах или апартаменты. Особенно остро вопрос репутации встает, когда компания начинает работать в новом для себя сегменте, - уверен Сергей Мохнарь, генеральный директор «ПСК-недвижимость».

Из числа новых факторов Сергей Мохнарь отметил рост требований к внешнему виду зданий. Если в бизнес-классе и элитной недвижимости так было всегда, то в комфорт- и эконом-сегменте эта тенденция все более ощутима в последние два года. По мнению эксперта, сейчас покупатели хотят видеть интересные элементы, архитектурную идею, стиль. Понимание, что будущий дом будет отличаться и выделяться на фоне остальных, способствует более быстрому принятию решения о покупке.

Дмитрий Ходкевич, управляющий «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» («Группа ЛСР»), считает, что репутация застройщика - довольно емкое понятие, которое говорит о том, что компания строит объекты качественно и в срок, предлагает своим покупателям богатый выбор вариантов в своих комплексах, а также выгодные условия покупки.

- Я бы поставил 10-бальную оценку всем этим параметрам, поскольку сейчас на принятие решение о приобретении квартиры влияют все эти критерии. Если раньше клиент ориентировался только на стоимость объекта и его расположение, то сейчас важны даже самые мельчайшие детали проекта, - говорит Дмитрий Ходкевич.

Мария Черная, генеральный директор ООО «Бонава Санкт-Петербург», определила репутацию застройщика как один из главных факторов при принятии положительного решения о приобретении квартиры.

- Покупатель должен быть на сто процентов уверен в том, что дом будет построен качественно и в обозначенные в договоре сроки. Такую гарантию может дать только безупречная репутация девелопера. Поэтому я отдаю этому показателю 10 баллов из 10, - объяснила Мария Черная.

По словам Марии, помимо репутации застройщика, важными факторами также остаются локация, цена и развитость инфраструктуры.

- Кроме того, в последнее время клиентов интересует их окружение, поэтому мы стараемся создавать жилую среду, где у людей было бы самое высокое качество жизни. Для этого компания разработала опрос для понимания степени удовлетворенности населения условиями жизни, - продолжает эксперт.

По итогам опроса, на всех рынках опрашиваемые высоко оценили возможность вести активный образ жизни. Этот фактор включает удобство передвижения пешком или на велосипеде, бытовые удобства повседневной жизни и условия для поддержания здорового образа жизни. Также для всех стран оказались важными факторами знание местных особенностей и дружественные отношения между соседями.

- Репутация застройщика напрямую связана со сроками сдачи объектов и передачи ключей собственникам. Строит качественно и в срок – сегодня главные критерии выбора для потенциального покупателя. Остальные параметры могут зависеть от класса недвижимости и личных потребностей клиента, - считает Екатерина Запорожченко, коммерческий директор ГК Docklands development.

По словам эксперта, в сегменте бизнес и премиум, например, в последние 2-3 года все больше клиентов интересуются технологиями строительства, качественными характеристиками строительных и отделочных материалов.

- Репутация застройщика, безусловно, оказывает существенное влияние на принятие решения о покупке квартиры и со временем удельный вес этого показателя только растет. Если еще несколько лет назад первостепенную важность имела стоимость и площадь жилья, то сегодня надежности строительной компании покупатели придают не меньшее значение. Оценивая такой параметр, как репутация застройщика, по десятибалльной шкале, пожалуй, поставил бы его на 8 место, - приводит еще одно мнение Алексей Белоусов, генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб».

Алексей Белоусов поясняет: перечень критериев, влияющих на ликвидность объекта жилой недвижимости, формировался в течение длительного времени - это стоимость и локация, надежность застройщика и транспортная доступность, наличие социальной инфраструктуры, подземного паркинга или автостоянки и еще с десяток параметров.

- Но если соотношение между этими показателями со временем может меняться, приоритеты смещаются, то в целом список остается неизменным уже не меньше десятилетия, - добавил он.

А вот Николай Урусов, генеральный директор строительной компании «Красная Стрела», считает, что репутация застройщика играет определенную, но не решающую роль при покупке квартиры. И вес этого фактора зависит от сегмента жилой недвижимости.

- Например, в масс-маркете на первом месте стоит цена, потом транспортная доступность и социальная инфраструктура, - объясняет Николай Урусов. - А вот в сегменте жилья комфорт-класса покупатели уделяют больше внимания качеству строительства, смотрят, какие проекты застройщик реализовал до этого. В более дорогих сегментах к имени застройщика присматриваются еще внимательнее, так как здесь люди платят за свою недвижимость весьма значительные суммы.

Покупатели жилья бизнес- и премиум-класса изучают проекты, которые застройщик реализовал до этого. Если когда-то в прошлом компания не выполнила свои обещания, это может плохо отразиться на последующих продажах.

- Из новых критериев, которые набирают вес в последнее время, хочется отметить благоустройство территории и общественные пространства. Покупатели все активнее интересуются, что предусмотрено проектом, как это будет выглядеть в реальности. Причина такого внимания к деталям – в высокой конкуренции на рынке. Покупатели изучают предложение, смотрят, какой набор опций они могут получить за свои условные 100 рублей. И если у соседнего проекта преимуществ будет больше, выбор будет сделан в его пользу, - говорит эксперт.

Довольно высоко оценивает репутационную значимость Сергей Ярошенко, генеральный директор ГК «КВС».

- Сегодня репутация застройщика имеет сильное влияние при выборе жилья. По 10-бальной шкале можно дать твердую 9, - уверен он. - К новым факторам можно отнести то, что клиенты стали более требовательны к продукту. Рассматривают покупку жилья комплексно: какая инфраструктура рядом, как добираться до работы и обратно, планирует ли застройщик возведение нового детского сада и другое. Самыми основными показателями при выборе жилья остаются: надежность застройщика, цена и локация объекта.

ВОПРОС 2. Сегодня существует мнение о том, что в ближайшем будущем ожидается уход с рынка недвижимости большого количества застройщиков. Согласны ли вы с этим мнением?

- Да, реформа долевого строительства основательно перетряхнет рынок. Ярче всего на эту тему выступили исследователи Центрального экономико-математического института РАН, заявив весной, что в новых условиях выживут всего 5 процентов компаний. Со столь кардинальной оценкой я согласиться не могу, - говорит Сергей Мохнарь. - Сегодня на рынке у гораздо большего количества компаний есть средства, позволяющие строить дома самостоятельно, или возможность привлекать заемные средства у финансовых организаций. Кроме того, банки, которым предстоит кредитовать стройки и заменить капитал дольщиков, едва ли будут заинтересованы в схлопывании рынка.

Сергей Мохнарь также обозначил, что указывает на стабильность застройщика. Это количество объектов, которые были сданы в срок, фактические темпы строительства, темпы продаж, аккредитовавшие объекты банки, а также количество объектов на разных стадиях готовности. По мнению специалиста, если есть дома, которые вот-вот сдадутся и те, что еще на стадии фундамента, то финансирование нового строительства может быть обеспечено продажей квартир в уже готовых домах. Если же у компании всего пара объектов и оба на стадии расчистки площадки, то это определенно фактор риска.

Дмитрий Ходкевич, в целом, согласен с озвученной тенденцией.

- Это мнение не беспочвенно. Действительно, после вступления поправок в 214-ФЗ рынок ожидает уход средних и мелких компаний, которые вряд ли смогут выдержать все перемены в отрасли. Поэтому при выборе застройщика стоит отдавать предпочтение крупным компаниям с многолетней историей, - считает он.

- Доказать то, что застройщик крепко стоит на ногах, может история сдачи его проектов, их количество, аккредитация крупными финансовыми организациями, а также победа в авторитетных профессиональных конкурсах. Не думаю, что в ближайшее время с рынка уйдет множество застройщиков. Надеемся, что останутся надежные компании вне зависимости от их размера, - говорит Мария Черная.

Екатерина Запорожченко полагает, что как изменится ситуация на рынке после отмены ДДУ, сегодня точно не знает никто.

- Одно ясно - от перемен выиграют банки, которые будут кредитовать и застройщиков, и покупателей. Ставки по кредитам для бизнеса у нас не такие, как в Европе. Не исключаю, что в новой реальности рынок лишится целого ряда компаний, которые просто не смогут взять кредиты на строительство новых объектов. Оставшиеся – сократят планы по возведению новых проектов. Как следствие, цены на первичном рынке недвижимости возрастут, - уверена Екатерина Запорожченко.

По ее мнению, сейчас следует в первую очередь обращать внимание на наличие у девелопера выданных разрешений на строительство. Если они есть, значит, компания сможет продавать объекты по ДДУ и не повышать цены в угоду банкам.

Алексей Белоусов тоже считает, что все не так однозначно.

- При желании в сети Интернет сегодня можно найти много объективной информации о любом застройщике и сформировать собственное представление о том, насколько качественно стабильно компания строит и своевременно выполняет обязательства перед потребителями. С 1 июля этого года, в соответствии с нормами 214-ФЗ, исчерпывающая информация о состоянии компаний будет выложена на их сайтах. Однако следует иметь в виду, что существует ряд малопонятных для потребителя, но важных показателей - таких, например, как закредитованность, наличие тех или иных судебных решений и других, которые может правильно интерпретировать только специалист, - объясняет эксперт.

Николай Урусов однозначных сценариев не дает.

- Сейчас невозможно точно смоделировать, как будет вести себя рынок после 1 июля 2018 года. Есть различные сценарии. Безусловно, из-за ужесточения требований к застройщикам часть из них примут решение завершить имеющиеся проекты и уйти с рынка жилищного строительства. Ряд компаний примут решение об укрупнении или слиянии с другими игроками. Возможно, кто-то уйдет со скандалом и недостроенными объектами. Но я не думаю, что таких случаев будет много. Очевидно, что рынок очистится, на нем останется меньше игроков, но пока сложно сказать, сколько компаний мы потеряем, - рассказал Урусов.

- Да, действительно, такое мнение сейчас существует, - соглашается Сергей Ярошенко. - Нельзя сказать, что уйдут мелкие компании, а останутся только крупные. Останутся крепкие компании, которые смогут приспособиться к новым условиям. Это те, кому доверяет покупатель, соответственно, через некоторое время будут доверять и банки. Понятно, что серьезные изменения приводят к краткосрочной дестабилизации рынка, а потом все приходит в норму. Главное, чтобы законы не менялись каждые полгода.

*Реклама

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также